Форум » Акустические системы » Система-трифоник AIE (безщитовое ОО) » Ответить

Система-трифоник AIE (безщитовое ОО)

SergeyM: Итак, на 2/3 систему на динамиках AIE можно считать собранной: - СЧ-ВЧ обеспечивает LMT625 (4 Ом, 92 Дб) - верхний бас - малоинерционные L1250f (4 Ом, 95 Дб) Договориться о прослушивании можно в данной теме. Здесь же отмечу, что "полка" на басах начинается с 90 Гц, а басы в целом начинают проявляться с 60 Гц. Формально, систему уже можно считать вполне работоспособной, но вспоминая личные впечатления от басовиков L1870f в AIE (Отчёт Сергея о посещении фирмы AIE), понимаю, что можно (и нужно) спускаться до 35 Гц или ниже.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

qwerty: SergeyM , дело вот в чём. У меня несколько вопросов. 1. Что за программа использована была для снятия АЧХ и верна ли она вообще? (уж больно график ну не правильный, напрашивается вопрос №1) 2. Предположим, что в первом вопросе всё верно, тогда вопрос. Прошло 2 года, размялся подвес? Какая АЧХ на сегодня? 3. Как изменилась АЧХ в низу после добавления оформления?

qwerty: Дмитрий Рутковский пишет: В открытых системах резонанс на частотку практически не влияет. Выходит, что разминать подвес не имеет смысла? Как заставить динамик играть ниже? Остаётся только одно - увеличить ход диффузора или заужением катушки, или расширением фланца?

SergeyM: qwerty пишет: SergeyM , дело вот в чём. У меня несколько вопросов. 1. Что за программа использована была для снятия АЧХ и верна ли она вообще? (уж больно график ну не правильный, напрашивается вопрос №1) 2. Предположим, что в первом вопросе всё верно, тогда вопрос. Прошло 2 года, размялся подвес? Какая АЧХ на сегодня? 3. Как изменилась АЧХ в низу после добавления оформления? Спасибо! Теперь вопросы понятны, постараюсь ответить. 1. Использовал измерительный микрофон, тестовый CD-диск с синусоидальными сигналами, MS Excel для записи результатов и их графического отображения. Полагаю, что вас смущает наклон графика в области НЧ, верно? Но еще раз скажу, что это как раз НОРМА для низкодобротных ДГ. Именно такой АЧХ и должна быть. Разве нет? При стремлении Qts к нулю, АЧХ стремится к линейной функции с НАКЛОНОМ 6 дБ/октава. Чтобы получить более-менее ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ АЧХ в области НЧ, Qts должен принять значение 0,707. Системе нужен выраженный резонанс! Вы это понимаете? Давайте, проверим, как дела обстоят у других производителей. Например, возьмем норвежского производителя Seas, измерения которого достаточно обстоятельны. Из всего ассортимента НЧ-головок наугад берем ту, у которой Qts наиболее низкий (для чистоты сравнения). Вроде как вот эта модель W18EX001. Qts=0,26. Смотрим на технический лист с измерениями и наблюдаем... СОВЕРШЕННО ИДЕНТИЧНЫЙ график АЧХ на НЧ: Только обратите внимание на примечание ЧЕСТНОГО Seas (это делает ему честь), что сплошная линия графика АЧХ соответствует измерениям в закрытом ящике 12 литров (компрессионное акустическое оформление, которое поднимает и добротность, и резонанс системы, то есть "приподнимает", "выправляет" АЧХ). А НАШЕМУ случаю соответствует ПУНКТИРНАЯ линия АЧХ, которую производитель обозначает, как АЧХ динамика в бесконечном экране. Вы понимаете, что измерение L1890f в ближнем поле (1 см от диффузора), без акустического оформления полностью эквивалентно измерению головки в бесконечном экране. Пунктирная линия честного производителя Seas ГОРИЗОНТАЛЬНА? Нет! Какой у нее наклон? Смотрим, считаем: 72 дБ на 20 Гц против 78 дБ на 40 Гц... - все верно, крутизна АЧХ в области НЧ: -6 дБ/октава Полагаю, что на первый вопрос ответил. Вопрос 2. АЧХ сегодня ровно такая же) Поскольку электрический "мотор" головки AIE настолько сильный, что АЧХ невосприимчива к жесткости подвесов! То есть звуковая катушка за счет толкающей ее силы Лоренца буквально продавливает, растягивает подвесы, не замечая их сопротивления! Но в это же самое время эта физическая сила стремится сохранить равенство амплитуд диффузора для всех частот, что и приводит к наклону АЧХ. Еще раз здесь для вас напишу: от низкодобротных головок вы НЕ добьетесь ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ АЧХ. Для них норма - АЧХ с наклоном 6 дБ/октава! Вопрос 3. Субъективно, на слух АЧХ изменилась в лучшую сторону: возрос уровень НЧ во всем диапазоне, появились более глубокие низкие частоты. Но вы должны понимать, что измерения в ближнем поле никаких изменений не покажут, график останется тот же самый. А измерять АЧХ в точке прослушивания - означает измерение больше самой комнаты, чем акустической системы. В этом я особого смысла не вижу. Вижу другой путь: 1. Нужно убедиться, что у нас лучший динамик, который полностью ОТВЕЧАЕТ теоретическим предпосылкам. УБЕДИЛИСЬ! К L1890f вопросов нет!) 2. Что можно сделать, чтобы улучшить АЧХ? Добавить хитрого акустического оформления. Добавляем... Ввести электрическую коррекцию сигнала с крутизной 6 дБ/октава. Макет сделан и работает.. Может быть придумать что-то еще...


SergeyM: qwerty пишет: Выходит, что разминать подвес не имеет смысла? Как заставить динамик играть ниже? Остаётся только одно - увеличить ход диффузора или заужением катушки, или расширением фланца? Обсуждение динамиков, вопросов, не имеющих отношения к данной системе, прошу (повторно) вынести в отдельную тему. Насколько я понимаю, вы ведете свою тему на форуме, но вопросы по своим динамикам задаете где попало, в том числе и здесь. Зачем сбивать с толку читателей? Зачем засорять другие темы? Нужно соблюдать порядок!

qwerty: SergeyM , я Вас понял. Собственно так я и думал, только хотел утвердить свои мысли.

qwerty: Но всё равно АЧХ измеренная Вами под вопросом. Не должно быть горба на 150 гц. Динамик, который Вы показали для сравнения совсем другой. Сравнение не корректно. Индуктивность его катушки 0,65 мг, а у Вашего басовика 11,6 мг. Катушка работает фильтром первого порядка и внушительным фильтром.

SergeyM: qwerty пишет: Но всё равно АЧХ измеренная Вами под вопросом. Не должно быть горба на 150 гц. Динамик, который Вы показали для сравнения совсем другой. Сравнение не корректно. Индуктивность его катушки 0,65 мг, а у Вашего басовика 11,6 мг. Катушка работает фильтром первого порядка и внушительным фильтром. Во-первых, сразу возникает вопрос, какое отношение индуктивность звуковой катушки имеет к поведению ДГ на НЧ? Влияние индуктивности здесь никак не проявляется (разве что на слух, в силу фазовых сдвигов НЧ относительного остального диапазона, но на отдачу НЧ индуктивность не оказывает никакого влияния). Соответственно такие посылы могу воспринимать как обман, введение в заблуждение, злоупотребление доверием. Да, выше по частотной характеристике индуктивность начинает проявляться, но изначально вы задавали вопросы именно про работу динамика на нижних частотах. Во-вторых, вы снова вбросили какую-то непроверенную информацию, не удосужившись провести минимальные расчеты и сравнить их с графиком. Что за отношение к информации с вашей стороны? То есть вы предлагаете не себе, а другим доделать эту работу???!!! Ладно, наведем порядок, сделаем полезное дело (Qwerty, это пример отношения к делу и аналитической работы с информацией) Да, в самом начале темы шла речь о заказе L1890f в модификации 16 Ом, у которой сопротивление ЗК (звуковой катушки) по постоянному току 13 Ом, а индуктивность 11,6 мГн. Но фактически у Дмитрия заказал модификацию 8 Ом, о чем в теме информация тоже имеется. Тут омическое сопротивление составляет 6,8 Ом, а индуктивность 6,1 мГн. Но это данные с сайта AIE на текущий момент. Два года назад значения были несколько иными. Информация у меня сохранилась, так как я моделировал поведение разных динамиков (15-, 18-, 24-дюймовых) со всеми комбинациями сопротивлений катушек. Вот они: Собственная индуктивность ЗК выступает фильтром высоких частот первого порядка, с частотой среза в точке, где омическое и индуктивное сопротивления уравновешиваются: Re=RL=2*pi*Fср*L Как вы видите, у той модификации L1890f 8 Ом частота среза составляет 152 Гц. Но даже если вы мне не верите (наверно, ваша информация всегда самая точная...) подставляем текущие параметры динамиков с сайта AIE и получаем: а) Fcp для модификации 8 Ом = 178 Гц б) Fcp для модификации 16 Ом = 179 Гц Как видите, частоты среза у ФВЧ не сильно изменились. Сверяемся с графиком, видим полное соответствие экспериментальных данных с расчетными: Дополнительно можно проверить крутизну спада АЧХ после Fср. Как говорилось выше, индуктивность является фильтром первого порядка. Его крутизна составляет 3 дБ/октава. Все так и есть, после 150 Гц АЧХ ниспадает ровно с этой крутизной, 3 дБ/октава. Qwerty, предлагаю более аккуратно подходить к информации, проверять ее. Если выкладываете какие-то данные, то сопровождайте их комментариями, источниками, исходными параметрами. Порядок должен быть во всем, особенно в работе с информацией, если вы взялись что-то проектировать, созидать.

qwerty: Всё встало на место. В начале ветки Вы ведёте разговор о 16ти омном динамике. Указание о 8ми омах я пропустил. Извините. Индуктивность естественно не влияет на НЧ, она просто давит СЧ в нашем случае. А НЧ на фоне придавленных СЧ в 16ти омном выглядят выше, вот и всё.

qwerty: SergeyM , в начале темы Вы говорите, что не используете фильтры. А что с этим делом на сегодня? Тоже думаю на низ 2 динамика и встаёт вопрос фильтрации. Всё равно ведь динамики наползают друг на друга.

SergeyM: Нет, все как и прежде, фильтры, делящие сигнал на полосы, отсутствуют как класс. За единственным исключением - ФНЧ в виде конденсатора перед ВЧ-головкой. Но это вынужденная мера, иным образом к ВЧ-головке сигнал подводить нельзя. У любого фильтра, раз уж пошел разговор, есть два фундаментальных отрицательных качества: влияние на электромагнитную добротность динамика (исключение - активные фильтры), влияние на фазу и задержку сигнала (справедливо для любых типов фильтров). Казалось бы, это хорошо известно, и вроде бы до определенных значений якобы на слух не различимо. Но в действительности слышно влияние любого фильтра: меняются артикуляция голоса, собранность звуков (фаза и ГВЗ), теряется сцена, ее планы и пр. Поэтому за отправную точку построения системы нужно брать основной динамик - ШП, подключенный без каких-либо фильтров. Пусть звучание будет не столь богатым по диапазону частот, но это будет самое точное, чистое и, наверно, честное звучание. Хороший ШП должен такой эффект обеспечивать. Эту картину нужно четко зафиксировать в сознании. И понять, что в диапазоне частот ему не хватает. И попробовать добавить именно это, ничего не "отрезая" и не фильтруя. Все динамики должны продолжать работать "в полные полосы", под полным контролем усилителя. Как только вы будете добавлять любые фильтры, сразу эта точность, собранность, слитность будет нарушаться. Если пойдете описанным путем, обязательно перепроверьте написанное, экспериментируйте. Влияние фильтров на звук более чем заметно.

qwerty: Про влияние фильтров на звук всем известно. Но вот как то сомнение меня берёт на счёт работы двух динамиков в одном диапазоне частот. На сколько хорошо с этим делом помогает движение динамиков относительно друг друга? И по чуйке согласовать динамики будет трудно.

SergeyM: Трудно не означает "не возможно". Благо, есть AIE, Дмитрий, которому можно сформулировать техническое задание, получить индивидуально созданные динамики. Чисто теоретически, если ШП сам по себе обладает высокой чувствительностью, то НЧ-динамики за счет естественного спада АЧХ могут ему проигрывать. Но тут есть очень простые решения: "добор" чувствительности за счет экранов или щитов, добавление дополнительных НЧ-динамиков (это +3 дБ к АЧХ за счет каждого дополнительного). Это все простые физические принципы. Касаемо областей совместной работы головок - как показывает практика, там где уровни различаются более чем на 6 дБ, тон задает более громкий динамик. Чтобы эту область сузить, у вас есть инструменты для измерения АЧХ - измеряйте, осознавайте, конструируйте. Фазовая когерентность нужна обязательно. Без нее слитного и чистого звучания группы динамиков не достичь. Как минимум в силу того, что у звуковых катушек есть свои индуктивности, массы диффузоров в эквивалентных схемах динамических головок также предстают условными индуктивностями. Все они вносят запаздывание сигнала. Такие головки нужно выдвигать вперед к слушателю.

SergeyM: Загерметизировал подвес одного динамика. Делал без спешки, с обязательным снятием АЧХ до и после процедуры: Микрофон установлен на расстоянии 1 метра от динамика. Диапазон измерений 20-2000 Гц. Параметры сигнала оставались неизменными для обоих измерений. Покрытие пропиткой - в два слоя. Время высыхания и снятия второй АЧХ - через 5 часов. Результаты: Что ж, лично меня результаты очень порадовали! В целевом диапазоне (20-150 Гц) зарегистрирована прибавка 3-5 дБ. Не думал, что прямо на столько увеличится отдача. А далее (в диапазоне работы других динамиков) - прирост отдачи меньше с одновременным сглаживанием АЧХ! Тоже пойдет на пользу звучанию! На очереди герметизация второго динамика и, если останется пропитка, проход третьим слоем. Тогда в полной мере оценим эффект от обоих динамиков (результаты ожидаются благоприятными). П.С. Уже ставший привычным "выброс" АЧХ на 30Гц - собственный резонанс помещения, совпадающий с расчетным. Ввиду отклика именно помещения на его собственной резонансной частоте, здесь мы не видим разницы до и после пропитки подвеса (в большей мере звучит помещение). На остальных частотах влияние герметизации подвесов при работе головки в щитовом оформлении очевидно!



полная версия страницы