Форум » Акустические системы » Система-трифоник AIE (безщитовое ОО) » Ответить

Система-трифоник AIE (безщитовое ОО)

SergeyM: Итак, на 2/3 систему на динамиках AIE можно считать собранной: - СЧ-ВЧ обеспечивает LMT625 (4 Ом, 92 Дб) - верхний бас - малоинерционные L1250f (4 Ом, 95 Дб) Договориться о прослушивании можно в данной теме. Здесь же отмечу, что "полка" на басах начинается с 90 Гц, а басы в целом начинают проявляться с 60 Гц. Формально, систему уже можно считать вполне работоспособной, но вспоминая личные впечатления от басовиков L1870f в AIE (Отчёт Сергея о посещении фирмы AIE), понимаю, что можно (и нужно) спускаться до 35 Гц или ниже.

Ответов - 53, стр: 1 2 3 All

SergeyM: Похоже, что изготовление кронштейнов-креплений басовиков к вертикальным шинам растянется на некоторое время. Нужно задействовать плазменную резку металла, чтобы осуществить задуманное. Предложения на рынке есть, но до размещения заказа еще не дошли. Потенциальных изготовителей вероятно смущает мизерный объем, 2 изделия... Тем временем пробую разные положения динамиков в пространстве. Изначально предполагал, что нужно стремиться к размещению басовиков примерно в одной плоскости с остальными динамиками. Но прослушивания показывают, что потенциал басовиков все более раскрывается по мере их выдвижения вперед. Баса субъективно становится больше, частоты глубже и чище, когда басовики отстоят от стен на 50-60 или более см. Сразу вспоминаю, что Дмитрий ранее где-то писал о подобном. Буквально, что 18-дюймовые басовики ближе чем на 60 см к стенам не размещать. А лучше дальше. Соответственно, снова переосмысливаю крепление к шинам. Если оставлять динамики на этом расстоянии, то фиксация ТОЛЬКО за керн может оказаться опасным решением. Все-таки груз в 20 с лишним кг, выдвинутый на 60 см вперед, должен иметь какую-нибудь подпорку. И вот тут, да, согласен, можно подумать о щитах (выполняющих в первую очередь функцию подпорки)))

SergeyM: Размышляя о щитах, пришел к мнению, что если их и делать, то тогда уж не экономить на размерах. Однако эстетически крупные щиты выглядят неприемлемо в жилом помещении, кроме этого закроют собой остальные динамики. Поэтому переосмыслил концепцию далее и пришел к варианту неглубоких ОЯ. Глубина боковых стенок полностью скроет динамики вместе с магнитными системами. Конструкция автоматически становится устойчивой и крепкой. При относительно небольших размерах передней панели 80х70 см, боковые стенки делают данные ОЯ эквивалентными щитам размерами примерно 120х120 см. Работы еще продолжаются, включения динамиков планируются позже.

SergeyM: Конструктивная задумка хорошая - обеспечить общий уровень с подоконником, покрасить боковые панели в тот же самый цвет, лицевую панель затянуть дорогой радиотканью целиком. Но звучание второй день не радует. Поясняю: 1. Вроде бы и ящики не поют (не вибрируют), резонансов и стоячих волн внутри не слышу (основная мода - 500 Гц по расчетам, но ее вообще нет на слух) и пр. Но как-то слишком много в звучании чего-то постороннего, разборчивость на басах сильно пострадала. Хотя давление на НЧ не только есть, но и ощутимо возросло. Генератором частотную характеристику не "прогонял", но с тестового CD-диска уверенно воспроизводятся частоты от 50 Гц. Слышно 40 Гц. И даже есть ощущения воспроизведения 25, но здесь может помогать помещение, основная мода которого - примерно 30 Гц 2. И вот второй момент связан с помещением. Кажется, что оно стало участвовать в воспроизведении всего сигнала НЧ в ОЯ, то есть стало резонатором с ОЯ. Да, давление от 50 Гц и выше есть, но это стало не звуком, а именно давлением помещения. Четко ощущается вход-выход в комнату, когда играет музыка. Ты как бы сразу попадаешь в звучащую камеру, которая со всех сторон наполнена НЧ. При этом не музыкальными инструментами, которые хотелось бы слышать, а НЧ волнами. С динамиками в ОО (открытом оформлении) такого нет - звук с колеблющихся, излучающих поверхностей, пусть и ослабленный, но с минимальным дополнительными включениями достигает слушателя и вызывает более натуральные звуковые образы. Вроде бы даже считается, что дипольные излучатели (динамики в ОО) в наименьшей степени вызывают резонансы комнаты, поскольку излучают внутри нее волны в противофазе и не производят звукового давления. Итог: разбираю, утилизирую ОЯ, возвращаюсь к концепции L1890f в ОО.


SergeyM: Решение для монтажа басового динамика за керн найдено. Третий день слушаю, начал оптимизировать положение остальных динамиков (выдвинул вперед, в первом приближении). L1890f пока расположены на минимальном расстоянии от стены, 53 см (по переднему фланцу), но конструкция позволяет выдвинуть их дальше как минимум на 10 см. Или больше, если использовать шпильку М30 длиннее. Они имеются в свободной продаже, но пока и текущих достаточно. Взаимное расположение динамиков друг относительно друга - дело тонкое, нужно и слушать на предмет слитности и разборчивости, и сверяться с уровнем АЧХ по микрофону. Занятие на ближайшее время определено) Предварительно - все слитно, сбалансированно, требуется только тонкая настройка по положению.

SergeyM: Положение динамиков относительно друг друга и стены найдено. Как видно по фотографии, пришлось все выдвинуть еще немного вперед. Дальнейшее выдвижение уже практически на звук не влияет. Расположение динамиков друг относительно друга подбиралось по слитности звуковой сцены на разных записях/источниках, сфокусированности отдельных звуковых образов. В определенный момент начали различаться как бы отдельные эшелоны звуковых пространств: ударная установка в одном объеме, саксофон в независимом другом и пр. Здорово! На этом и зафиксировал динамики. И как видите, возник соблазн все-таки добавить отдельные ВЧ. В запасниках были SEAS на 92-93 дБ, без ферромагнитной жидкости. Я бы сказал, неплохие. "Поделил" первым порядком на 6500 Гц, там где начинает регистрироваться плавный спад LMT625f. Подбор положения ВЧ оказался наиболее увлекательным и результативным. Вот, как оказывается, выглядит фазовая когерентность: Подводка пока временная, потому что буду заказывать фирменные AIE с чуть большей чувствительностью (но "поделю" повыше) и попрошу Дмитрия сделать керн сзади открытым. Не берусь утверждать определенно, но эффект ОО на ВЧ тоже интересно проверить. Крепление динамика позволяет это осуществить.

SergeyM: Продолжу повествование, поскольку медленно, но верно работы по улучшению системы продвигаются. Решил вернуться к теме щитового акустического оформления, но полностью его переосмыслив, исключив полученные ранее негативные впечатления от конструкции в виде ящиков. В процессе переосмысления родилась идея "свернуть" щиты в цилиндры с хитрым внутренним устройством. Первое, на что обращаешь внимание - отсутствие каких-либо поверхностей, параллельных диффузору и стоящих тем самым на пути генерации плоских волн в объеме помещения. То есть плоских поверхностей (щитов или экранов) в привычном понимании здесь нет. Совсем нет) Это первое теоретическое преимущество. Второе - предельно компактная конструкция. Глубина экрана на фото - 32 см. Но эта конструкция в терминах АКЗ эквивалентна щиту в привычном исполнении размерами почти 100х100 см. Согласитесь, что не каждый решится на создание экранов такого размера. Но, будучи свернутым в цилиндр, нам достаточно 30-35 см. для эквивалентной акустической изоляции передней и тыльной сторон диффузора. Третье - если реализовать такие экраны у всех динамиков, то их оси можно по-прежнему приближать друг к другу, сохраняя общую компактность системы. Кроме этого - Четвертое преимущество - отсутствие общего плоского щита по-прежнему позволяет варьировать положения динамиков относительно друг друга (вперед или назад) для достижения фазовой когерентности. Как показывает практика, многополосные системы с динамиками на одной плоскости не звучат. А в данной конструкции подобного ограничения нет. Пятое - крепкая, безрезонансная конструкция. Толщина стенок - 4 см. Все внутреннее пространство укреплено "контрфорсами", которые помимо придания общей прочности, делят внутренний объем на 8 отсеков, что препятствует появлению внутри стоячих волн, но никак не мешает излучению задней стенки диффузора. Шестое - конструкция также предполагает оклейку самоклеящейся пленкой "под дерево", идентично металлическим шинам. Как мне кажется, вид получается симпатичным:

SergeyM: С этой конструкцией живу уже больше года. Все теоретические преимущества реализовались! То есть уровень и глубина басов улучшились. А негативные проявления пренебрежимо малы - характерные для ящиков призвуки, резонансы, внутренние стоячие волны я практически не регистрирую. Если бы были малейшие навязчивые проявления последних, то конструкция не прижилась бы. Но тут наоборот, подобного нет. И более того - уже закуплены материалы для создания аналогичных щитов у остальных динамиков... Цилиндрическая конструкция щитов побеждает))) Но, должен сказать (и спросить мнения Дмитрия как производителя), что щитовое акустическое оформление предъявляет одно требование, которое желательно выполнить. Это герметичность подвесов. Изначально, динамики L1890f предназначены для эксплуатации без оформления (free air), поэтому их тканевые подвесы обработаны минимальным количеством пропитки и местами акустически прозрачны (пропускают воздух). Но в использовании со щитами эту особенность желательно исправить. Учитывая изложенное, Дмитрий, сориентируйте, пожалуйста: 1. Какую пропитку можно нанести поверх уже имеющейся для закрытия всех пор (на фото ниже)? 2. И у кого ее можно заказать в розницу, принимая во внимание ограничения, указанные на вашем сайте?

Дмитрий Рутковский: Никаких ограничений на пропитку для наших динамиков нет. Она вообще предоставляется бесплатно.

SergeyM: Дмитрий, отличная и неожиданная новость, спасибо! Направил письмо по заказу на почту.

qwerty: SergeyM ,расскажите пожалуйста, как дела обстоят на НЧ ? От скольких низ берёт?

SergeyM: Qwerty, с басами все более чем замечательно, поскольку это тот очень редкий случай, когда звучание динамиков абсолютно предсказуемо и согласуется с теорией с точностью 1-5 Гц по частотам и 1-2 дБ по уровню звукового давления. По всем расчетам/замерам в итоге выходил на соответствие данных с указанной точностью. Но тут нужно отметить, что у ДГ (ДГ=динамическая головка) сверхнизкая общая добротность Qts=0,14. И принятые в обиходе предположения о форме АЧХ и ожидания АЧХ здесь не работают. Для понимания того, что мы с вами понимаем этот предмет и отталкиваемся от одних и тех же фундаментальных электро-акустических принципов, ответьте коротко на несколько вопросов: 1. Какой вид АЧХ следует ожидать от ДГ со сверхнизкой добротностью (Qts<0,2) в районе резонанса? Без влияния какого-либо компрессионного акустического оформления (допустим, динамик в чистом поле). Измерение акустического давления в ближнем поле (1-2 см от диффузора). 2. Почему АЧХ должна иметь такой вид? 3. Что произойдет с отдачей на НЧ, если последовательно этой ДГ подключить резистор 1-2 Ом, способный полностью рассеивать потребляемую им мощность. Звуковое давление на НЧ уменьшится? Или увеличится? И почему)

qwerty: Ну по уму АЧХ не должна реагировать на резонанс, а добавка резистора как раз его выделит. Думаю так.

SergeyM: Правильно! Очень верный ход мыслей. Резистор рассогласует систему, она станет резонансной и отдача на НЧ возрастет, но только лишь за счет бесконтрольных колебаний ДГ. Но основной вопрос тут не раскрыт: Какую АЧХ следует ожидать от ДГ при отсутствии у нее резонанса? Зачем большинство производителей намеренно делают ДГ с высокими добротностями (0,5<Qts<0,7), то есть с выраженными резонансами? Что они дают? Почему ДГ без резонансов выпускают единицы производителей?

qwerty: Да всё просто - это дорого и не выгодно. АЧХ естественно без резонанса, т.е. как её делает сам динамик.

SergeyM: Вот в этом принципиальная ошибка и непонимание фундаментальных зависимостей электро-акустических преобразований. Резонансные динамики и подобные акустические системы в подавляющем большинстве случаев производят для получения ЛИНЕЙНЫХ АЧХ. То есть именно искусственно введенные в системы резонансы в итоге сглаживают частотные характеристики до абсолютно линейных. Естественно, к верности звуковоспроизведения это имеет очень мало отношения. Но зато, формально, есть ровные АЧХ. А вот если из системы убрать резонансы, то собственные АЧХ имеют вид линейно спадающих функций с крутизной 6 дБ/октава вниз по частотной характеристике. То есть идеальная безрезонансная ДГ воспроизводит АЧХ со спадом 6дБ/октава. И чем сильнее мы делаем "мотор" такого динамика, тем меньшее акустическое давление на НЧ он развивает! Зато любые его колебания полностью контролируются и мы слышим невероятное РАЗЛИЧЕНИЕ воспроизводимых им звуков. Но со спадом на АЧХ. Почему так происходит? Идеальная ДГ стремиться в силу линейных законов Лоренца и Ампера (частный случай Лоренца) к ЛИНЕЙНОМУ же воспроизведению амплитуды колебаний диффузора в зависимости от протекающего тока, безотносительно к частоте колебаний этого тока! То есть такая ДГ стремиться развивать одинаковые амплитуды колебаний диффузора на любых частотах: на НЧ, СЧ и выше. Казалось бы, это хорошо... Но слышимая Акустическая мощность зависит не от амплитуды колебаний диффузора, а от объемной скорости (давления) среды, в которую передается излучение. А тут мы имеем квадратичную зависимость этого давления от частоты. Таким образом ДГ старается линейно преобразовать ток в амплитуду колебаний, независимо от частоты (что головке с успехом удается), но в акустическом давлении это проявляется как линейный спад АЧХ в область НЧ и ниже. И вот тут, для исправления этого недоразумения много лет назад люди придумали РАССОГЛАСОВЫВАТЬ динамики, вводить в системы резонансы. Вы в курсе, что оптимальной Qts для получения идеально ровной АЧХ выше резонанса считается Qts=0,707. Откуда берется это значение??? Почему именно 0,707, а не иная величина? Все очень просто: у резонансной системы с указанной добротностью спады амплитудной характеристики составляют как раз искомые 6 дБ/октава! Соответственно, вверх от резонанса системы мы наблюдаем полную компенсацию нелинейности АЧХ: 6-6=0 дБ/октава. А вниз от резонанса, наоборот, сложение: 6+6 = 12 дБ/октава. Узнаете цифры? Понимаете? Соответственно, если вы решаетесь работать с безрезонансными ДГ, вы должны отчетливо понимать, что такие головки сами по себе не обладают ровными, сглаженными, линейными характеристиками. Чем сильнее "мотор" звуковой катушки, тем МЕНЬШУЮ отдачу на НЧ вы будете получать. Зато будет возрастать РАЗЛИЧИМОСТЬ в звучании, энергетика и пр. субъективные термины. Нужно понимать, что такое положение дел нужно или принять как есть, или предпринимать специальные меры: делать рупорное акустическое оформление, например, которое скорректирует собственный спад ДГ на НЧ, вводить электрическую коррекцию сигнала с крутизной 6 дБ/октава (макет собран и работает), искать иные пути.. В общем это все гораздо интереснее, чем слушать привычные динамики, где кроме резонансов ничего и нет, но и существенно сложнее..

qwerty:

qwerty: А что скажете об этом динамике? Fрез.=33 гц Qts=0,28

SergeyM: Спад на НЧ чуть более крутой, примерно -10дБ/октава. Возможная причина - жесткие подвесы? И самофильтрация головки по ВЧ слишком низкая - в районе 80 Гц. Это следствие высокой индуктивности звуковой катушки. Если так вышло случайно, то в звучании может быть заметно запаздывание баса, высокая ГВЗ (групповое время задержки). Если сделано специально, то динамик годится только для сабвуфера. НЧ будут запаздывать относительно остального диапазона. Динамик нужно выдвигать вперед. А принимая во внимание длины воспроизводимых им волн, выдвигать на серьезное расстояние - около метра. Если не затруднит, давайте, вынесем обсуждение этого вопроса в отдельную тему. Данная ветка посвящена конкретной системе на динамиках AIE.

qwerty: SergeyM , Вы техникой измерения АЧХ владеете? Посмотреть бы что там в низу.

SergeyM: qwerty пишет: SergeyM , Вы техникой измерения АЧХ владеете? Посмотреть бы что там в низу. Сформулируйте конкретно, что вам необходимо. Едва ли вас понимаю. Инструментарий имеется, измерения делал и в данной теме публиковал. Вы это видели, читали, вникли? Какие остались вопросы? Можете их задавать.... Лично мне не понятно, чем вас могло не устроить измерение L1890f в ближнем поле? Измерение по какой еще методике (конкретно) вам необходимо и зачем? Самым точным образом динамик характеризует именно измерение в ближнем поле. Оно сделано и полностью соответствует теории. Измерения на расстоянии, в точке прослушивания больше показывают влияние помещения. Мне это не сильно интересно.



полная версия страницы