Форум » Акустические системы » Система-трифоник AIE (безщитовое ОО) » Ответить

Система-трифоник AIE (безщитовое ОО)

SergeyM: Итак, на 2/3 систему на динамиках AIE можно считать собранной: - СЧ-ВЧ обеспечивает LMT625 (4 Ом, 92 Дб) - верхний бас - малоинерционные L1250f (4 Ом, 95 Дб) Договориться о прослушивании можно в данной теме. Здесь же отмечу, что "полка" на басах начинается с 90 Гц, а басы в целом начинают проявляться с 60 Гц. Формально, систему уже можно считать вполне работоспособной, но вспоминая личные впечатления от басовиков L1870f в AIE (Отчёт Сергея о посещении фирмы AIE), понимаю, что можно (и нужно) спускаться до 35 Гц или ниже.

Ответов - 25, стр: 1 2 All

SergeyM: Металлические несущие шины неспроста сделаны высокими. Они могут нести на себе дополнительные динамики. Пройдя многие ящичные конструкции, я стал верить в открытое оформление, в особенности совсем безщитовое. Я бы предпочел добавлять полезные излучающие поверхности, чем наращивать динамики пассивными элементами (экранами). Поэтому есть возможность разместить на каждом канале по одному-двум басовикам (теоретически). Например, если по одному L1890f окажется недостаточным, можно подумать над добавлением вторых. Но это радикальная мера. Вместо нее мне интересен 24 размер, L24100f. И вот почему. Диффузор каждого такого динамика составляет целых 2,3 площади L1890f. То есть он сразу больше двух 18-дюймовых. А масса подвижной системы легче двух 18-дюймовых. Нижняя граничная частота L24100f прогнозируемо ниже (предполагаю, от 25 Гц по -3Дб). И верхняя граничная частота - также ниже, возможно 400 Гц максимум. А по-полосное усиление, активные или пассивные фильтры в своей системе я не планирую. На 2/3 чистый Трифоник уже состоялся! Таким образом, вопрос к Дмитрию: поддерживаете ход мысли в направлении 24 НЧ динамиков, или 18-дюймовых будет достаточно? Экспериментальная модель L24100f до какой верхней граничной частоты работала? Можно ли ограничить АЧХ в районе 200-250 Гц? По уровню -3Дб уже было бы неплохо.

Дмитрий Рутковский: Ход мыслей правильный. Внедрение 24" динамиков - перспектива далёкого будущего. Поэтому пока лучше ориентироваться на 18". 24" не делали никогда, верх значения не имеет, потому что до следующего по частоте динамика он в любом случае дотянет.

SergeyM: Дмитрий Рутковский пишет: Ход мыслей правильный. Внедрение 24" динамиков - перспектива далёкого будущего. Поэтому пока лучше ориентироваться на 18". 24" не делали никогда, верх значения не имеет, потому что до следующего по частоте динамика он в любом случае дотянет. Эх, жалко-жалко. 18" в чистом виде (без щитов) - это всего 40 см излучающей поверхности в диаметре. Помню, что у вас один динамик в щите 80х80 см играл от 35-40 Гц. Значит без щита нижняя граничная частота будет повыше. Но с другой стороны к подключению планируются два динамика. Плюс резерв места для дополнительных. Нужно пробовать... Пожалуй, нужна версия L1890f сопротивлением 16 Ом. Как я догадываюсь, тут самый длинный и тонкий проводник в катушке (оба параметра в плюс). Омическое и индуктивное сопротивления встречаются (уравновешиваются) на 164 Гц (то что нужно! верхняя граничная частота силы Лоренца). Чувствительность в 98 дБ вполне подходит. Но можно и чуть больше. Исхожу из того, что четырехкратная разница сопротивлений с LMT625 создает 6 дБ различия в уровне звукового давления. Но чувствительность LMT625 соответствующая, 92 дБ, что на 6 дБ меньше. Дмитрий, если в чем-то заблуждаюсь, поправьте... Возможно, два L1890f в полностью открытом оформлении будут играть от 40 Гц. Основной резонанс комнаты - ровно 30 Гц. Значит, субъективно АЧХ может начинаться с этой частоты и далее идти гладко, без провала.. Напишите, пожалуйста, под эти параметры и точно безщитовое оформление лучше собрать заказные динамики? Как раз готов подождать. И было бы здорово также диаметр резьбы в керне согласовать (желательна М10).


Дмитрий Рутковский: У восемнашек резьба М30, всегда можно сделать втулку-переходник. Только десятка не выдержит вес. Вы всё считаете правильно. Нижняя граница ОО сильно зависит от объёма помещения. Небольшой щит восемнашке не повредит. Высокоомные динамики имеют больше чувствительность по сравнению с точно такими по конструкции низкоомными. Разница примерно 1dB при изменении сопротивления в два раза.

SergeyM: Дмитрий, спасибо! Хорошо, что рассуждения верны. Касаемо помещений, я бы сказал, что не столько объем играет роль (помещения могут быть и большими, и маленькими), сколько расстояния до боковых стен, пола, потолка. Формально, басовый динамик может быть существенно меньше длины волны, но если по бокам присутствуют в определенной близости поверхности, он должен и может воссоздавать в этом помещении фронт волны, которую улавливал микрофон при записи. При этом излучение данной волны должно носить не точечный характер, а плоскостной. Тут кстати отличие от корпусных акустических систем, которые на всех длинах волн: 1. Выступают точечными источниками излучений 2. Требуют противоположного принципа размещения - дальше от поверхностей, так как они отражают звук и вызывают интерференцию с прямым излучением 3. Формируют компрессионное акустическое излучение, которое фактически изменяет давление внутри помещения, а этого не происходит при живом исполнении И далее, другие отличия двух концепций. Но итог таков, что открытое акустическое оформление (и даже безщитовое) в реальных условиях (не в идеализированном "чистом поле") может формировать, воссоздавать фронтовое акустическое излучение, более приближенное к реальному. П.С. Отправляю ЛС по поводу динамиков

SergeyM: Произвел моделирование совместной работы трех динамиков, включенных параллельно, от одного усилителя, без фильтров. В принципе, ничего хитрого нет - учитываются омические сопротивления, индуктивности каждого из динамиков. На разных частотах токи, протекающие через динамики, перераспределяются между ними в разных пропорциях (подобно делителю тока). Перераспределение токов в свою очередь влияет на акустическое излучение. Нужно внести корректировки в индивидуальные АЧХ динамиков. И только затем произвести их суммирование и оценить результирующую АЧХ. Интересно наблюдать, что собственные индуктивности звуковых катушек при подобном включении динамиков не только являются ФВЧ для своих излучателей, но и становятся ФНЧ для соседних. Вот! Благодаря им ФВЧ и ФНЧ в некотором роде уже интегрированы в цепи. Но при этом физически размещены в магнитных зазорах и работают на смещение динамиков. Например, частоты среза L1890f разных модификаций лежат в пределах 150-160 Гц (самые низкие значения среди динамиков AIE). При параллельном включении ниже этих частот L1890f будут забирать на себя большую часть тока и уменьшать протекание тока через соседние динамики. Выше этих частот обратная ситуация - токи будут перераспределяться в пользу других динамиков. Все здорово, но есть и один негативный момент - сильное снижение полного сопротивления системы, что повышает требования к усилителю. На текущий момент мощный транзисторный усилитель с 2 Омами справляется, думаю, должен справится и с 1,4-1,5 Омами после добавления басовиков))) Дмитрий, по этой причине, а также по результатам моделирования АЧХ останавливаю свой выбор на двух L1890f в модификациях 8 Ом. Они должны лучше подойти к текущей системе, чем 16-омные. Добавление щитов не планируется, поэтому подвесы можно сделать чуть-чуть пожестче (окончательный подбор на ваше усмотрение). Присылайте счет!

Дмитрий Рутковский: Пишите письмо на почту.

SergeyM: Дмитрий Рутковский пишет: Сергей, завтра получим цепи для Ваших восемнашек, за неделю соберём. Дмитрий, отлично! Планирую визит к вам на 27 февраля (понедельник). Дайте знать, если нужно будет пересогласовать день. С удовольствием посмотрю, послушаю другие ваши динамики. Собственно это тоже повод, приехать лично. И очень положительно воспринимаю то, что вы уже внедряете новую модификацию магнитных цепей с большей индукцией. Собственно поэтому изготовление новых МС чуть затянулось. Но я голосую за новые, поэтому все ОК)

vovyn: Сергей, а нельзя к вам присоединиться и послушать подготовленные для вас L1890f ?

SergeyM: Vovyn, со своей стороны не имею ничего против. Предварительно, мой визит в Питер на 27 февраля (утро) в силе. Я отправлю вам ЛС, как все подтвердится, дам контакты. Но Дмитрий предупреждал, что динамики будут продолжать сохнуть после сборки. Возможно, будут ограничения по демонстрации возможностей.

vovyn: Спасибо большое.

Дмитрий Рутковский: Восемнашки собрали, послезавтра проверим. В понедельник можно будет гонять без ограничений.

SergeyM: Сегодня первый раз подключил L1890f. Эксперимент удается! 1. По чувствительности попали. Бас пока не хочется ни убавлять, ни прибавлять. 2. Подключение прямое, без фильтров. В СЧ область басовики или не заходят, или это совсем несущественно. Вначале был подъем мидбаса, но все пришло в норму после выдвижения басовиков чуть вперед. Одновременно прибавилась глубина (вниз по НЧ). 3. Признаки перегрузок усилителя отсутствуют. Их нет ни на слух, ни визуально (по индикаторам ограничителя токов). Температурный режим неизменный. Звучание (самое интересное): 1. Бас-гитара - звучат все регистры. Все убедительны. Без признаков спада АЧХ 2. Бочка - я стал различать разные бочки на записях! Я знал, что есть ударные установки с составными бочками. И вот я отчетливо слышу бочки разных регистров!!! И не только это, но и силу удара. Каждого! 3. Да, басовая поддержка прибавляет как бы "объем" записи 4. Вопреки психоакустическому принципу "маскировки", басовые динамики никак не нарушают прозрачности СЧ-ВЧ диапазона системы. 5. Электронный бас с инфра-НЧ регистрами практически не проявляется на слух Далее планирую постепенно "разминать" динамики, слушать, наблюдать, измерять. Фото и отчеты последуют. Дмитрий, спасибо!

SergeyM: Динамики временно расположены на полу, поскольку стандартных решений кронштейнов для М30, понятное дело нет. А масса, которую предстоит зафиксировать в пространстве, о-о-очень значительная. Но вопрос постепенно решается. Вот так L1890f выглядят: За несколько дней прослушивания столкнулся с ожидаемой проблемой - ухудшение контактов. Любое соединение проводников, испытывающее протекание больших токов, постепенно окисляется. Соответственно, подключение кабелей к клеммам динамиков быстро дало о себе знать - бас начал уходить, артикуляция ухудшаться. Прикосновение к проводникам - вызывать шумы (шипение). Правый динамик, кажется, вообще работал в полмощности. Все ясно, контакты ухудшились. Проблема в принципе решается одним надежным способом (другие - лишь временное решение) - обжим и припайка акустических кабелей к основаниям косичек. Обжим в некоторой степени обеспечивает контакт металлов, а пропайка места соединения припоем с канифолью - растворяет поверхностные оксидные пленки и защищает металлы от последующего окисления. Соединение можно считать надежным и долговечным.

SergeyM: Решив вопрос с надежным подключением, двигаемся далее. Следующее субъективное наблюдение - пока еще жесткие подвесы басовиков. К примеру, подвесы L1250f более мягкие, диффузоры двигаются свободнее. Для динамиков с сильной электромеханической связью жесткость подвесов выполняет только одну функцию - ограничение амплитуды смещения диффузоров при максимальной мощности. Сейчас же пока регистрирую чрезмерное "сдерживание" диффузоров подвесами. Эффект проверяется измерением АЧХ в ближнем поле. Вот что видим: Да, АЧХ в ближнем поле постепенно падает с уменьшением частоты. На частотах 20-100 Гц должна возрастать амплитуда смещения диффузора, но этого не происходит, подвесы ее сдерживают. Прогревы и "разминки" динамиков от генератора низких частот на 16-20 Гц в течение нескольких часов, разминки подвесов руками пока АЧХ не преобразили. Отсюда вопрос к опытным товарищам: как эффективнее "размять" подвесы новых динамиков? Или оставить как есть и ждать? Пример - ситуация с L1250f (норма). В идеальном случае должны придти к ровной АЧХ от 20 до 150 Гц. Кстати, зафиксированный спад АЧХ со 150 Гц и далее полностью согласуется с собственной индуктивностью звуковой катушки. Согласно расчетам, собственная fср L1890f модификации 8 Ом составляет 152 Гц. То что и требовалось! В СЧ область динамик не заходит. Выбросов АЧХ нет, только ровный спад.

sashok81: без оформления (щитов) особых приростов в НЧ и не будет, свой 18110 разминал синусом 20 Гц мошностью 80 Вт часов 12.

Дмитрий Рутковский: В открытых системах резонанс на частотку практически не влияет.

SergeyM: sashok81 пишет: без оформления (щитов) особых приростов в НЧ и не будет, свой 18110 разминал синусом 20 Гц мошностью 80 Вт часов 12 Спасибо! Стал искать рекомендации в интернете, обнаружил схожие подходы. Да, рекомендуют раскачивать динамики вблизи собственного резонанса головки, что дает бОльшие амплитуды при меньших токах. Продолжительности разминок - от нескольких суток и более. Помимо сторонников разминки есть немалое число противников. Их аргументы - со временем на музыкальном сигнале головка сама разработается. Скорее готов был согласиться со вторыми. Спешки нет, АЧХ в исходном состоянии снята, впоследствии время-от-времени можно проверять, есть ли прогресс. Пока все это обдумывал, Дмитрий Рутковский озадачил: В открытых системах резонанс на частотку практически не влияет Ну в принципе, открытое оформление - относительно других типов - оказывает наименьшее влияние параметры головок. Это факт известный. Но чувствую, мысль Дмитрия тут несколько глубже... Также было странно, что АЧХ растет не до резонанса головки, а аж до 150 Гц. Т.е. если предположить, что резонанс L1890f пока завышен и лежит где-то в пределах 20-30 Гц (частотную характеристику модуля полного сопротивления не снимал), то что заставляет АЧХ расти далее? И ведь если разминка подвесов снизит резонанс до паспортных 10-20 Гц, это разве изменит отдачу головки? Берем в руки Э.Л.Виноградову, ищем, что мы не учли... Есть! Не учли сверхнизкую полную добротность Qt головки. С одной стороны, жесткость подвесов конечно влияет на количество воспроизводимых басов (Cas, как известно, является последовательной емкостью в эквивалетной схеме головки), но это влияние обычно ограничивается -3дБ на частоте резонанса. Совсем не похоже на измеренную АЧХ. А вот бОльшее ограничение вносит электрическое демпфирование динамика. Т.е. оно буквально не дает раскачиваться диффузору с оптимальной амплитудой. Где под оптимальной амплитудой понимается такая, которая производит гладкие (ровные) частотные характеристики. В этих случаях полные добротности Qt должны принимать значения от 0,5 до 0,707. В нашем случае паспортное Qt составляет 0,14. И согласно расчетам Э.Л. Виноградовой, четырехкратное отклонение от оптимального значения образует провал АЧХ с глубиной 12 дБ (стр. 30). Возвращаемся к графику выше и наблюдаем практически этот случай: звуковое давление на 30 Гц (предполагаемый резонанс) на 12 дБ меньше, чем на 100-200 Гц. Соответственно, да, разминка подвесов может сдвинуть резонанс, но кардинально АЧХ не изменит... Поэтому пока смысла в процедуре не вижу, головки мучать не будем)

Дмитрий Рутковский: Спад ниже какой-то частоты есть в любом оформлении, в открытом он самый пологий 6 дБ/окт, в ЗЯ 12, в ФИ ещё больше. Крутизна его зависит от оформления, а не от добротности. Откуда взялись 100-200 Гц? Когда указан разброс в 2 раза, то в 99% случаев такие цифры взяты "с потолка". Что такое "оптимальное значение"? У восемнашек резонанс гораздо ниже 30-ти.

SergeyM: Дмитрий, пока только знакомлюсь с динамиками (имею ввиду с вновьприобретенными). Измерение АЧХ проведено в ближнем поле (в нескольких сантиметрах от диффузора) для определения собственного КПД головки, безотносительно к какому-либо оформлению. Вот в этом и вопрос, почему АЧХ имеет продолжительный подъем до 3-4 кратных частот резонанса. Всем должно быть привычно другое - пологая кривая почти сразу после резонанса. Но теперь понятно. И с теорией согласуется. Да, получив артикуляцию баса, приходится жертвовать АЧХ. Сильное электромагнитное демпфирование не позволяет развивать диффузору те амплитуды, которые позволяют получить пологие АЧХ. По Виноградовой, оптимальные полные добротности, как раз те, которые обеспечивают гладкие АЧХ (Qt 0,5 или 0,707 в зависимости от типа кривой). И вот он ответ на вопрос - в одном динамике вряд ли возможно сочетать высокую электромагнитную связь (сильный мотор) и пологую АЧХ выше резонансной частоты! Высокое электромагнитное демпфирование даже сильнее упругости подвесов сдерживает движение диффузора. Их можно разминать, можно не разминать - принципиально АЧХ у поверхности диффузора это уже не изменит! Но хорошо, ничего страшного в этом нет. Динамики отличные! Собственная АЧХ теперь известна, можно думать над акустическим оформлением. Но в размере 18 дюймов их арсенал не так уж велик) И смысла в щитах практически нет. Они должны быть или сравнимыми с длинами эффективно воспроизводимых волн или не обязательны вовсе. Аргументы ко воторому варианту: 1. Небольшие щиты начнут в первую очерь подчеркивать СЧ, чем нижний диапазон 2. Небольшие щиты как акустически неизлучающие поверхности не будут работать с помещением Соответственно можно переходить к следующему этапу: поиску оптимальных расположений басовых динамиков в конкретном помещении, оценка АЧХ в точке прослушивания. Да, возможно, не по науке, зато опыт работы с отличными динамиками! Оптимальную АЧХ с оптимальными добротностями каждый способен получить. А вот заставить реботать низкодобротные головки - это вызов!)



полная версия страницы