Форум » Акустические системы » Вольный полёт мыслей или разговоры о Bl, Re, Le, Qt и оформлении » Ответить

Вольный полёт мыслей или разговоры о Bl, Re, Le, Qt и оформлении

Shilkin: Эх была не была! Решил создать новую интересную тему, и приглашаю поучаствовать в обсуждении всех желающих, особенно хотелось бы услышать мнение людей, которые проводили эксперименты и имеют опыт переделки и доработок динамиков. Вопрос: существует мнение о том, что динамики с сопротивлением катушки 8ом звучат более качественно, чем динамики с катушкой сопротивлением 4ом. У меня с другом есть давний спор по этому поводу, он считает, что имеет значение сопротивление катушки, а считаю, что имеет значение длина проводника в зазоре. При одинаковых геометрических размерах катушек и зазоров МС, более выгодными являются 8-ми ом динамики, так как имеют большее количество витков и соответственно большую длину проводника катушки. Кто что думает по этому поводу?

Ответов - 82, стр: 1 2 3 4 5 All

Shilkin: Почему никто не ответит, может тема не интересует нормально здравомыслящих людей. Хоть и на форуме авторитетов. Может только про применение изделий одной команды надо говорит? А как же мысли??? Что с ними? или все догмами соображают? Не постите сообщения подряд, пользуйтесь правкой. И по-вежливей пожалуйста. Авторитеты - люди обидчивые, могут вообще не ответить. Admin.

Serega-48: тут редко кто появляется. Говорят что для воспроизведения средних и высоких частот меньшее сопротивление предпочтительнее, для баса наоборот

UFO: Моё мнение, что BL любого динамика (Вч или Нч) должен быть как можно больше. В Нч лучше высокого BL добиваться длинной проводника, т.е., увеличением L. При этом увеличивается контроль подвижки а катушка с большим сопротивлением (бОльшим кол-вом витков) работает как фильтр первого порядка (режет высокие частоты). Вч динамику не стоит резать высокие частоты, поэтому L стоит делать поменьше, но контроль подвижки тоже нужен, его обеспечиваем за счёт увеличения B. В случае с широкополосником, сложнее. Надо подбирать в зависимости от многих факторов. Длина проводника считается только та, которая находится в зазоре, а не вся которая намотана на каркас катушки.


Shilkin: Выходит что необходимо для СЧ, ВЧ стремиться к уменьшению индуктивности? А это значит к уменьшению числа витков, но никто нам при этом не запрещает увеличить длину проводника в зазоре, при помощи увеличения диаметра катушки. Ведь это же геометрия;) А вот активное сопротивление в чистом виде играет роль или всё таки нет?

UFO: Думаю да. увеличение диаметра катушки только в плюс для звука. Но при увеличении диаметра катушки и при том же размере зазора начнёт падать индукция (из за увеличения площади зазора). Чтобы её сохранить, нужен больший диаметр магнита. При соблюдении этих условий увеличение диаметра катушки только плюс. На Вч диаметр катушки будет определять диаметр дифузора, а значит и длинну волны от которой будет завал низов. Если нужно чтобы Вч работал от 10КГц не стоит делать диаметр дифузора позволяющий работать от 1000Гц. Рассчитать можно диаметр сферической волны зная скорость звука и частоту.

Дмитрий Рутковский: На индуктивность в первую очередь влияет длина провода. Поэтому увеличение диаметра катушки с этой стороны значения не имеет. Влияние диаметра на улучшение звучания связанно с насыщением керна. Естественно чем больше диаметр, тем оно меньше.

Shilkin: Здравствуйте! Вы наверное имели ввиду, что площадь поперечного сечения керна, увеличится с увеличением диаметра. Но только это не всегда так, можно убить площадь вентиляционным отверстием, которые иногда бывают внушительных диаметров, конструктора вообще не церемонятся. Вы бы не могли объяснить пожалуйста, почему индуктивность зависит именно от длины провода? я на сколько помню для катушек, если увеличить число витков в два раза, то индуктивность увеличивается в четыре раза.

UFO: Нет, я не имел ввиду площадь сечения керна. Как сказал Дмитрий большая площадь сечения керна влияет на меньшее его насыщение. Я же говорил про площадь зазора (площадь кольца). Если ширина зазора 2мм а диаметр катушки 1" площадь зазора будет меньше чем при диаметре катушки 4" той же ширины зазора 2мм.

Shilkin: UFO пишет: Здравствуйте! Я вас понял по поводу площади кольца зазора, что увеличивается длина окружности и соответственно площадь, отсюда и понижение индукции. Я не правильно обратился, Дмитрию писал. Извиняюсь. А на счет индуктивности, так и непонятно, Дмитрий меня обескуражил)

SergeyM: Конечно, большее значение BL даёт большее КПД динамика как электромеханического преобразователя. Допустим (именно допустим), что это одновременно улучшает качество звучания. Соответственно возникает желание увеличивать L... НО! Разве L участвует в электромеханическом преобразовании??? Практически повсеместно это так и представляется в силу наверно заблуждения, что сила Ампера вызывает перемещение катушки с током в магнитном поле. Можно даже встретить описания принципа действия электродинамической головки как следствие взаимодействия магнитных полей постоянного магнита и переменного поля звуковой катушки. Или чуть корректнее это преподносится как взаимодействие проводника с током и магнитного поля. Где одним из основных параметров проводника выступает его длина... Но ведь это не так! Перемещение звуковой катушки в перпендикулярном магнитном поле происходит из-за действия силы Лоренца! И, внимание (!), сила Лоренца не оказывает ни какого действия на проводник! Сила Лоренца воздействует только на заряженные частицы, движущиеся перпендикулярно магнитному полю. Вот в чем дело. Важна не длина проводника, а количество заряженных частиц, введённых в постоянное магнитное поле. Да, с одной стороны этого можно добиться, увеличив длину проводника, но с другой, длина может быть сколь угодно малой (например, один виток), но толщина проводника (и его объём) максимальны. Это крайний случай, но он не противоречит принципу электромеханического преобразования, основанному на силе Лоренца. Однако тут возникает другой аспект и вот как раз он может оказывать существенное влияние на звучание (точность преобразования). Это свободное движение электронов в проводниках. Оно даёт возможность току течь вдоль проводника, но в то же самое время не ограничивает электроны в колебаниях перпендикулярно проводнику, пока амплитуда колебаний не достигает физических границ проводника. То есть тогда, когда электрон, увлечённый силой Лоренца достигает границы проводника и не может покинуть её пределы он в буквальном смысле "толкает" свой проводник. И только в этот момент впервые возникает движение звуковой катушки. Исходя из этого аспекта, как мне кажется, катушки из тонких проводников должны быть более точными электромеханическими преобразователями. Или нужно найти иные способы "фиксации" перпендикулярной флуктуации плотности электронов в проводниках. Например, путём намотки запарраллеленных катушек..

Дмитрий Рутковский: Shilkin пишет: я на сколько помню для катушек, если увеличить число витков в два раза, то индуктивность увеличивается в четыре раза. Всё верно. Именно поэтому если индуктивность нужно минимизировать - кол-во витков должно быть как можно меньше.

Shilkin: SergeyM пишет: Т.е. вы хотите сказать, что если взять индукцию в магнитном зазоре, к примеру в 1Тл, вложить в этот зазор, скажем 5 метром провода и пропустим через этот провод ток, пускай 1 Ампер. Тогда у нас появится определённая сила, допустим назовём её F. А теперь вложим в тот же зазор, 10 метров провода и пропустим через него ток в 1 Ампер, что сила F не изменится??? Или все вокруг заблуждаются?

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Но длина проводника та тут не участвует) Мы же можем найти способы по сохранению длины, но уменьшению числа витков. Ну про диаметры керна мы уже беседовали;)

SergeyM: Shilkin пишет: Нет, в вашем примере противоречия силе Лоренца нет. Вместив в два раза больше проводника (не важно, путем изменения длины или его сечения), вы в два раза увеличили количество электронов в магнитном поле. А сохранив силу тока, вы сохранили скорость их движения (перпендикулярно магнитному полю). Тем самым сила воздействия электронов по смещению проводника увеличится в два раза. Я хотел показать другое, что должна быть разница между намоткой одножильным проводником и аналогичным ему по сечению многожильным. Абсолютно все параметры (сопротивление, индуктивность, количество меди в зазоре, BL) все будет идентично. Но втором случае колебания электронов внутри проводника будут точнее преобразовываться в механические колебания. Что-то наподобие скин-эффекта.

Shilkin: SergeyM пишет: Какой то намёк на лицендрат) это говорит о том что можно применить вместо одного проводника, несколько проводников в паралель, аналогичным по сечению, интересная идея, что когда нибудь применяли в действии свою идею?

SergeyM: Нет, динамики я не собирал, но давно замечаю, что наиболее точно, музыкально, разборчиво, с чистыми высокими частотами звучат маломощные динамики. А их звуковые катушки обычно наматываются очень тонкими проводниками. Вот бы их "масштабировать" до высоких мощностей не путем увеличения сечения проводников (высокие частоты, разборчивость тихих сигналов пропадают...), а продолжать наматывать той же тонкой проволокой, но накладывая одну катушку на другую в параллель необходимое число раз, добиваясь требуемого суммарного сечения. Тут и индуктивность расти не будет, и плотность витков за счет малого диаметра окажется высокой. То есть и меди больше будет в зазоре, что хорошо для НЧ, и ВЧ не потеряются. Интересно мнение Дмитрия на этот счет. Может быть он экспериментировал?

Shilkin: SergeyM пишет: Да уж эх бы поднарушить законы природы, но фигушки! А маленькие динамики с тонкими катушечками и звучат душевно от того что они имеют вес подвижной системы маленький, и в этом та вся и прелесть, этот бы вес та задействовать на большую площадь диффузора, это было бы ещё прекраснее, но природу не обмануть. Поэтому везде есть компромиссы. А на счет тонких проводников... ну это просто следствие, а не причина использования малых диаметров, геометрическая необходимость я бы так сказал. Моё мнение.

SergeyM: Нет, с точки зрения геометрии модель маленьких динамиков оказывается противоположной. Они работают (нагружены) на минимальный объем присоединенного воздуха в силу своих малых диффузоров и частого отсутствия акустического оформления. Таким образом, отношения масс подвижной системы к сопротивлению среды (присоединенному воздуху) у этих динамиков наоборот, максимальные! Мой второй аргумент. Почему акустическое оформление ухудшает мелодичность динамиков? С точки зрения разборчивости, мелодичности, ясности в ВЧ диапазоне лучше всего динамики звучат просто в руках, не будучи установленными в какое-либо акустическое оформление. В этот момент присоединенный объем воздуха у них минимален. Но стоит только добавить хотя бы минимальные щиты, ясность и разборчивость, звучание тихих звуков уходят. Сила Ампера этого не объяснит. Этих эффектов не должно быть! Но сила Лоренца объясняет: 1. Проводник звуковой катушки с точки зрения движущихся в нем электронов - полая трубка конечного диаметра. Разве не так? 2. Движение электронов внутри магнитного поля вызывает их отклонение. Если нет сигнала, нет движения электронов по звуковой катушке, то нет и смещения. Или наоборот, сигнал есть, но нет магнитного поля - отклонения электронов тоже не происходит. Очевидно. Заметьте, в этом объяснении физики процессов нет никаких "магнитных полей проводника звуковой катушки, взаимодействующих с постоянным полем магнитной системы" и прочего НЕПОНЯТНОГО, что можно найти в Интернете. 3. Электроны внутри проводника (полой трубки конечного диаметра) могут отклоняться практически свободно, не вызывая механического перемещения своей среды (меди).

Shilkin: SergeyM пишет: Да уж, эта тема имеет подходящее название)))

SergeyM: Пока речь лишь об обычной физике, точнее о классической электродинамике))) Ну а как тогда можно объяснить межвитковые пробои в катушках, например? Какова физика процессов там? Почему это происходит при избытке подводимой мощности?

Shilkin: SergeyM пишет: Межвитковый пробой происходит из за локального перегрева изоляции, вызванное повышенной удельной плотностью тока. При равномерном заполнении клеем, в процессе намотки и высокой плотности намотки, а также дальнейшем перегреве катушки, произойдет полное сгорание изоляции

SergeyM: Отчасти соглашусь, но главного тут по сути нет. Есть различия между пробоем изоляции, который характеризуется массопереносом заряженных частиц и частиц проводника (вызван разностью потенциалов или действием магнитных полей). В начале этого процесса нет непосредственного контакта проводников между собой. И коротким замыканием витков, когда они приходят в непосредственный контакт в силу разрушения изоляции. Ваше определение скорее соответствует второму случаю. Я склоняюсь к тому, что основным фактором пробоев является сила Лоренца, смещающая потоки электронов к одной из стенок проводника (на которую они в данный момент оказывают давление и толкают звуковую катушку в целом). А у прилегающей стенки следующего витка катушки, наоборот, возникает недостаток электронов и положительный заряд, вследствие аналогичного смещения тока. Соответственно в силу возникшей разницы потенциалов происходит пробой (перенос электронов и частиц проводника между витками).

SergeyM: И продолжу, чтобы закончить мысль (если не возражаете). Звуковые катушки динамиков не являются соленоидами. То есть они не вырабатывают магнитных полей, которые как многие представляют, заставляют катушки двигаться. Во-первых, слишком слабые для этого токи по ним протекают. Во-вторых, внешние магнитные поля совершенно не так ориентированы, чтобы "работать" по этому принципу. Внешние магнитные поля ориентированы не вдоль, а поперек катушек! Это сделано для того, чтобы оказывать смещения вверх-вниз на протекающие по звуковым катушкам токи. По этому принципу будут работать даже катушки из одного или нескольких витков, у которых собственные магнитные поля практически полностью отсутствуют. И это успешно реализуется в Изодинамических излучателях. Отсюда возникает интересное следствие, точнее вопрос: Если внешнее постоянное магнитное поле, ориентированное поперек катушек, модулирует смещения токов в проводниках, то насколько точными будут физические смещения самих проводников? Очевидно, на небольших сигналах токи могут колебаться с амплитудами, не превышающими поперечных сечений проводников. И таких примеров масса - это и элементарно тихие звуки, и сигналы высоких частот. Вы когда-нибудь замечали хотя бы малейшие смещения диффузоров ВЧ-динамиков на частотах 5 кГц и выше? Никогда. Ни визуально, ни на ощупь. Зато размеры любых проводников мы всегда различаем невооруженным образом. Возвращаясь к началу темы, мое предложение такое: я за многослойные параллельные катушки, намотанные максимально тонкими проводниками. Интересно, кто-нибудь экспериментировал с такими?)

Горев: Технологически сложно будет изготовить Если говорить о демпфиг факторе то торможение должно быть как можно меньше на средних и низких частотах иначе деградация звука. Имеется ввиду электрическое демпфирование

Lens_yc: С чего бы это электрическое демпфирование вело к деградации? Оно в любом случае ведет только к улучшению звука и никак иначе. Хотите как можно меньшее демпфирование на средних и низких частотах, да пожалуйста, рынок завален подобным хламом, одного "автозвука" только полки ломятся. Но звука там как не было так и не будет, цепи дохлые, катушки тонкие, зазоры огромные, подвижки тяжеленные, контроля и в помине нет. Ну и УМ в том числе, хлама с дохлыми БП и высоким выходным сопротивлением хоть одним местом потребляй, только люди, почему-то, не хотят себе таких усилителей с низким ДФ, оно и понятно, кому захочется слушать гул неконтролируемых затуханий импульсов сигналов и спадающих механических резонансов подвижных систем, которые ведут к возникновению противоэдс со всеми вытекающими. П.С. связь электрического сигнала и подвижной системы в электромеханическом преобразователе должна быть как можно выше, иначе не будет достоверной передачи.

Горев: Так это проблема тяжеленных дубовых диффузоров которые видимо рассчитывались на выдерживание ударов ногой в пьяном угаре. И тяжелые катушки. А подпор динамика усилителем это "зажатость" звучания. В прочем это отдельная тема деградационных свойств усилителя с глубокой ооос Автобарахло можно вообще не рассматривать. Не пригодно для звука вообще

Lens_yc: По моему, Вы путаете понятия. 1) Тяжелый диффузор сам по себе на ЭМ связь никак не влияет. 2) низкое выходное сопротивление не обязательно заслуга ОООС. Но именно автобарахло идеально попадает под критерии отсутствия демпфирования, а если это один из важных критериев, с Ваших слов, то и выбор очевиден. Подпор динамика тогда когда он должен стоять на месте и жесткое управление когда он должен двигаться с максимальным приближением движения катушки и есть высокий контроль, как его можно приписать к деградации звука? Или надо "отпустить" динамик что он не контролировался и вел себя как резонансная система, т.е. самопроизвольно колебался от кратных частот его резонанса?

Горев: Возможно путаю я не спорю. Есть интересная статья по поводу влияния отклика противо эдс динамика на работу усилителя. Конструкция динамиков Дмитрия значительно выйгрышнее серийных ширпотребных китайских тазиков.

Lens_yc: Чтобы был хороший звук с достоверной передачей, нужен динамик с высокой эм связью, а это высокие показатели противоэдс, и чтобы эту противоэдс компенсировать, надо и усилитель иметь с высоктм кд, который не позволит подвижке совершать паразитные колебания. В итоге кпд связки сильно выше на фоне бесконтрольного тракта, и может достигать разницы на порядок.

Meshin: Shilkin пишет: ... интересная идея, что когда нибудь применяли в действии свою идею? Было дело. Экспериментировал с 6ГД-6 и 10ГД-34. Всё, что находилось на тот момент под руками. Восемь проводов диаметром по меди 0,08 длиной 8,5 метра. Вместо стандартного 0,224. Всё вошло как в зазор, так и в геометрические размеры бывшей катушки. Ну играет себе динамик и играет. Нет смысла укладывать восемь проводков на 0,08 или пять на 0,1. Надёжность такой катушки ниже. Тогда мог измерить только Re динамика.

Shilkin: Lens_yc пишет: Приветствую всех не безразличных людей! Хотелось бы уточнить. Вы имели ввиду, что если имеется головка с высоким коэффициентом ЭМ связи, необходимо применять усилитель с очень низким выходным сопротивлением? При этом имея хороший мощный блок питания с низким внутренним сопротивлением?

Shilkin: Meshin пишет: Здравствуйте! Т.е эффекта от подобной намотки нет? Если сравнивать звучание со стандартным динамиком.

Lens_yc: с точки зрения контроля и движения динамика за сигналом во всех случаях надо применять УМ с низким выходным сопротивлением.

Дмитрий Рутковский: Используя математическую модель ГД можно проводить различные теоретические эксперименты. В некоторых случаях все исходные данные катушки взаимно сокращаются, остаётся только масса. Поэтому существует параметр Mwg от которого и надо отталкиваться. Как распорядиться этой массой не имеет особого значения: можно намотать мало витков толстым проводом, можно много витков тонким - это повлияет только на сопротивление. А разницу между одним толстым проводом и кучей тонких в парралель ещё никто ни разу не смог продемонстрировать.

Shilkin: Lens_yc пишет: Я правильно понимаю? Что в таком случае необходимо, применять схему с множеством параллельно включенных выходных каскадов УМ.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Извините, но я не очень понимаю, что такое Mwg. Судя из текста, подозреваю, что это масса проводника обмотки. Не уловил суть, но у меня сложилась ассоциация с законом Ампера, где если предположим индукция МП-константа, то на силу может повлиять лишь два параметра ток и длина проводника. Вы это имели ввиду?

Дмитрий Рутковский: Да, это масса проводника в зазоре. В данном случае длина значения не имеет, только масса.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Прошу отнестись с пониманием, но у меня в голове не вяжется: мало витков толстым проводом или много витков тонким проводом. Исходя из моего скудного опыта, логика мне подсказывает, что длина проводника будет изменятся. И ток необходимо пропустить соответствующий для каждого случая, для создания необходимого усилия. А масса пускай будет равной. Но исходя из того, что я наговорил, наверное важен объём, а не масса. Помогите разобраться я опять запутался)

Lens_yc: не обязательно. Выходное сопротивление УМ это не только сопротивление перехода выходного ключа(а точнее регулируемого сопротивления по сути) в момент максимального открытия, а еще и сопротивление источника питания. Надо делать мощные БП с низким сопротивлением, а для мощностей до 70Вт в большинстве случаев хватает одной пары выходных транзисторов. Shilkin пишет: наверное важен объём, а не масса именно масса. При одинаковом объеме можно катушку намотать алюминием и медью, вторая будет иметь лучшие показатели за счет большей массы в том же объеме.

Дмитрий Рутковский: При условии неизменности материала проводника масса и объём - это одно и то же. А при разном материале лучше медь. Возможно серебро будет ещё лучше.

Shilkin: Lens_yc пишет: именно масса. При одинаковом объеме можно катушку намотать алюминием и медью, вторая будет иметь лучшие показатели за счет большей массы в том же объеме. Господа! Не сочтите за грубость, но по моему вы меня окончательно завели в тупик) Я всегда думал, облегчение подвижной системы благоприятно сказывается на звуковоспроизведении динамика. Обмотка это часть подвижной системы, следовательно уменьшение ее массы ведет к улучшению звучания динамика.

SergeyM: Но тогда мы теряем электроны, если решим экономить на массе звуковой катушки. А именно они заставляют ее двигаться. Медь обладает высокой удельной плотностью протонов и соответственно электронов. Чем больше мы решим ввести в магнитный зазор электронов, тем больше будет протонов! Это справедливо для любых нейтральнозаряженных материалов. Протоны, как обладающие массой элементарные частицы, в данном случае паразитны. Они действительно создают ненужную массу. Но без их участия не будет электронов (условно безмассовых), которые толкают (приводят в движение) динамики. Чтобы не было путаницы, нужно отходить от применения силы Ампера, которая больше подходит для выражения индукции, которой в звуковых катушках нет. Вместо нее работает более общая сила Лоренца. И вот она действительно показывает, что нет разницы между несколькими толстыми и множеством тонких проводников, если количество ЗАРЯЖЕННЫХ частиц в них одинаково. Но нюанс в том, что в динамиках мы имеем дело с колебательными движениями малых амплитуд, которые могут быть меньше диаметров проводников. То есть токи электронов будут колебаться, но "жить своей жизнью", не вызывая ответных механических перемещений своих звуковых катушек. Как это проверить? Есть идея снимать АЧХ при разных напряжениях (при разных амплитудах токов). Если гипотеза верна, верхняя граничная частота должна быть функцией напряжения. Чем больше подводимое к динамику напряжение - тем выше граничная частота. И наоборот.

Shilkin: SergeyM пишет: Но тогда мы теряем электроны, если решим экономить на массе звуковой катушки. А именно они заставляют ее двигаться. Медь обладает высокой удельной плотностью протонов и соответственно электронов. Чем больше мы решим ввести в магнитный зазор электронов, тем больше будет протонов! Это справедливо для любых нейтральнозаряженных материалов. Протоны, как обладающие массой элементарные частицы, в данном случае паразитны. Они действительно создают ненужную массу. Но без их участия не будет электронов (условно безмассовых), которые толкают (приводят в движение) динамики. Хотелось бы порассуждать на эту тему и представить вот что: 1. допустим имеем мы диффузор стоящий на подвесах, с весом пускай 20 гр, присоединим к диффузору 4-х омную катушку весом 300 гр, которая находится в МП с индукцией 1 Тл 2. допустим имеем мы диффузор стоящий на подвесах, с весом пускай 20 гр, присоединим к нему 4-х омную катушку весом ну пусть 10 гр, которая находится в МП с индукцией 1 Тл Вы думаете первый вариант будет лучше при равной амплитуде подводящего сигнала?

SergeyM: При равных амплитудах подводимых сигналов, в условиях равенства сопротивлений протекающие по катушкам токи будут одинаковыми. Соответственно, одинаковыми будут подводимые мощности. Но при 30-кратной разнице масс катушки должны сильно отличаться диаметрами проводников. Первая - тяжелая, но 4-омная - должна быть из длинного но толстого проводника. Например, катушка высокомощного басового динамика. Вторая - легкая - из тонкого проводника. Допустим, это катушка маломощного СЧ-ВЧ-динамика. Предполагаю, что при равных токах звучать будет только одна из двух катушек: или СЧ-ВЧ элементарно перегорает при рабочих напряжениях НЧ, или тяжелая НЧ-катушка просто "молчит" на малых токах СЧ-ВЧ динамика. Но молчит не из-за того, что у нее "слабый мотор" или "более тяжелая масса", а из-за толстого проводника, который не преобразует поперечные колебания протекающего внутри него тока в механические перемещения катушки.

Дмитрий Рутковский: Один из примеров слишком крайний, т.е. выходит за рамки реальности. Если приблизить его, взяв например Mwg равным 50-ти, тогда будет очень показательное сравнение. Если предположить что динамики пятнашки, тогда первый (с катушкой 50 гр.) будет басистым мидбасом пригодным для работы в ОО, другой может быть посредственным ШП с непонятной судьбой. Тут надо учесть размер магнита, потому что некорректно сравнивать динамики с сильно разными по размеру магнитами. Если магниты взять одинаковые, тогда у динамика с катушкой 10 гр. индукция будет приближаться к 1.5Т, и это будет уже вполне приличный ШП с хорошей перспективой. Если же захочется всё-таки ещё увеличить Mwg, например до 100 гр. то стоит чуть увеличить и массу диффузора (например 30-35 гр.), тогда получится уже хороший басовик для ОО. Правда индукция немного уменьшится, примерно до 0.8Т.

SergeyM: Провел сегодня измерения АЧХ при различных Uпит. Использовал 4 уровня напряжений на клеммах динамика: 0.023 В, 0.05 В, 0.1 В и 0.2 В. То есть каждое последующее измерение проводилось при вдвое большем напряжении. Динамик: LMT625f, микрофон в ближнем поле Уровни звукового давления при каждом последующем измерении возрастали в среднем на 6 дБ, что согласуется с теорией (мощность пропорциональна квадрату тока или квадрату напряжения). А вот зависимость верхней граничной частоты от напряжения питания тут не проявилась.. Похоже, что динамики AIE в этом смысле идеальны)

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: (с катушкой 50 гр.) будет басистым мидбасом пригодным для работы в ОО Я не очень понимаю, как вы оперируете параметром Mwg. Я много экспериментирую с динамиками, по этому в моей голове уже сложилась, виртуальная модель работающего динамика (так уж сложены у меня мозги, не люблю и не умею я знания из букваря получать, все методом проб и ошибок), по этому многое я уже узнал, но еще больше вопросов возникает. теперь появился новый параметр Mwg, который я просто не понимаю как прилепить к моей работающей модели в голове)) И каким образом вес обмотки, влияет на пригодность динамика работать в ОО (я так понимаю, ято это типа экрана). Из того что я пробовал могу сказать, что в щите или экране, мне удавалось добиться басящего звука на ШП динамике добротностью 0,78 при этом не было детальности и легкости звучания в СЧ ВЧ диапазоне. Также был опыт применения ШП в щите с добротностью (конечной, после доработок) 0,37, у этого динамика появился, всего лишь четкий верхний бас и то после того как я снизил резонансную частоту до примерно 36 Гц, но ни намека на низкий бас. Зато при этом появилась красивая сцена детальный, легкий звук. Не получается, чтоб был полноценный бас и детальные СЧ ВЧ. Хочу добавить что это были легкие 8" ШП. Теперь еще и Mwg и уменя получается: чем дальше в лес, тем больше дров.

Shilkin: SergeyM пишет: А вот зависимость верхней граничной частоты от напряжения питания тут не проявилась.. Похоже, что динамики AIE в этом смысле идеальны) Похоже, что гипотеза не подтвердилась. Не обижайтесь)

Shilkin: SergeyM пишет: Но нюанс в том, что в динамиках мы имеем дело с колебательными движениями малых амплитуд, которые могут быть меньше диаметров проводников. То есть токи электронов будут колебаться, но "жить своей жизнью", не вызывая ответных механических перемещений своих звуковых катушек. Вы очень точно выражаете свои мысли, и по логике на АЧХ должен был быть подъем с увеличением амплитуды сигнала

Lens_yc: так на 8" в щите при любой добротности не будет баса. А вот наблюдения в плане СЧ-ВЧ на низкой добротности очень показательны, все тоже самое происходит и в НЧ диапазоне, т.е. он будет более детальным. А для глубокого баса в щите нужен размер диффузора, 8" для этих целей крайне не годится.

Shilkin: Та я же имел ввиду тенденцию, что при высокой более басит, конечно я понимаю что с 8" ни о каком низком басе речи быть не может. Просто я до экспериментов думал что в щите, бас вообще невозможен. Все надо пробовать

Дмитрий Рутковский: теперь появился новый параметр Mwg, который я просто не понимаюЭтот параметр был всегда. Как только первый изготовитель первой ГД поместил провод в магнитный зазор - так сразу этот параметр и появился. Причём раньше большинства других, которыми многие привыкли оперировать. Этот параметр, опять же в отличии от многих, задаётся конструктором на стадии разработки. Ещё при помощи Mwg легко можно оценить уровень конструктора. Начинающие часто не могут объяснить почему они выбрали именно то значение Mwg, а не другое. Из чего вывод: лепят как получится (от балды).

SergeyM: Shilkin пишет: Похоже, что гипотеза не подтвердилась. Не обижайтесь) Не, нисколько. Главное, всегда быть в поиске. Вы очень точно выражаете свои мысли, и по логике на АЧХ должен был быть подъем с увеличением амплитуды сигнала Если быть точнее, то ожидал не подъем, а продолжение ВЧ все в более высокую область с ростом напряжения. Не увидел. Но потом вспомнил, что данный ШП я покупал у Дмитрия в мастерской, и он переиграл все другие ШП, имевшиеся в наличии (на мой вкус). Плюс его диаметр катушки (всего 25 мм) наверно предполагает намотку тонким проводником (но достоверно не знаю). Может быть он уже конструктивно сбалансирован для адекватного воспроизведения и тихих, и громких звуков? А помню, берешь в руки обычные динамики, и многого не слышишь..

Shilkin: Я не волшебник, я только учусь. Никто из нас, не рождается со знаниями. Мы все учимся в течении жизни. Просто хотелось бы разобраться что, к чему. Хотя бы скажите, как влияет уменьшение или увеличение Mwg на пригодность или не пригодность динамика в применении ОО

Дмитрий Рутковский: Прямой зависимости нет.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Один из примеров слишком крайний, т.е. выходит за рамки реальности. Если приблизить его, взяв например Mwg равным 50-ти, тогда будет очень показательное сравнение. Если предположить что динамики пятнашки, тогда первый (с катушкой 50 гр.) будет басистым мидбасом пригодным для работы в ОО, другой может быть посредственным ШП с непонятной судьбой. А если вот такой новый пример: Вариант 1 Вес подвижной части без катушки 20 гр, катушка 50 гр. Вариант 2 Вес подвижной части без катушки 50 гр, катушка 20 гр. В таком варианте когда общий вес обоих вариантов одинаков (70 гр), при условии одинакового диаметра диффузоров, ясно что первый будет более предпочтительнее. Но если оба диффузора будут весом 20 гр но у: вариант А будет катушка 50 гр, вариант Б будет катушка 20 гр Тогда тогда в приоритете будет вариант А но с применением в другом диапазоне? Другими словами как я понял: если я хочу хороший мидбас, то делаем упор на увеличение веса катушки, а если хочу хороший широкополосник, то делаем упор на уменьшении общего веса подвижной системы с применением более развитой магнитной системой? Я правильно понимаю?

Дмитрий Рутковский: В общих чертах всё правильно. Вопрос только про отправную точку. Увеличение катушки: сколько было? Уменьшение массы подвижки: меньше чем сколько? Советую даже в теоретических примерах рассматривать реальные конструкции. А то фантазия может не туда завести. Вариант 2 - очень неплохой динамик, к результатам которого большинство мировых производителей не дотянутся никогда. Его можно приводить в пример в любом обсуждении. Конечно желание сделать динамик лучше лучшего - понятно. Только у кого узнать как это может быть?

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Конечно желание сделать динамик лучше лучшего - понятно. Больше, даже нежелание сделать динамик лучше, другого лучшего, а понять суть происходящих вещей, когда то я раз шесть переделывал Маг. Сист. динамика, чтоб понять что происходит с индукцией, как меняется добротность, как меняется услышанное и.т.д. Идеала нет, всегда чего нибудь хочется изменить, поправить. с Рождеством Христовым))

Shilkin: Lens_yc пишет: С чего бы это электрическое демпфирование вело к деградации? Здравствуйте! Извиняюсь что так долго не в теме. Хотел бы у Вас спросить: а не электрическое демпфирование (паразитное) может быть в самом динамике? Попытаюсь объяснить. Мне удалось собрать динамик 10" для НЧ звена (правда для авто) с магнитной системой имеющей диаметр зазора 76мм, высоту зазора 30мм, ширину зазора 3 мм, индукция в зазоре 0.94 Тл. Высота намотки катушки 11мм 4 слоя, где то метров 24 провода. Намотал на металлическом каркасе. Собрал динамик. И понял один эффект. Вот бывают жесткие подвесы, бывают мягкие, а тут мягкий подвес но он как то ВЯЗКО перемещается, именно с какой то такой эластичностью, когда двигаешь в ручную. Не может ли быть этот эффект от того что большая высота зазора и каркас металлический, хотя и с зазором на стыке? Сам дин. Получился очень низкодобротный около 0.19. При чем я заметил такой эффект что, устанавливал его в разные объемы от 18 до 44 литров ЗЯ и характер звука практически не менялся, а ещё заметил что, когда пытался определить резонансную частоту, то это довольно сложно сделать, потому как острого пика нет, а есть широченный горб импедансной характеристики. Однажды я стыкнулся с одним эффектом что если на НЧ динамике каркас катушки из стеклотексталита то мех. Добротность к примеру 10, а когда намотаешь на алюминиевом каркасе, то становится мех.добротность в два раза меньше. Может сталкивались когда с таким? Во наговорил) не зря тема существует.

SergeyM: Если металлический каркас разомкнут полностью, по всей длине, воздушное демпфирование, вызванное изменением внутреннего объема магнитной системы при перемещении ЗК, исключаем, то для наблюдения демпфирования (электрического) остаются три варианта: 1. Замыкание накоротко выводов ЗК (маловероятный случай) 2. Наличие параллельно подключенных других динамиков (например, если система уже собрана) или фильтров 3. Наличие подключения к усилителю и (обязательно!) включенное состояние последнего Собственно, если динамик еще доступен и может быть отключен от каких-либо цепей, на степень демпфирования должно влиять замыкание ЗК. Если этого не происходит, тогда действительно должны возникать вопросы.. Почему? Воздух? Замыкание каркаса? Проводящий клей?

Shilkin: SergeyM пишет: больше склоняюсь к тому, что каркас ЗК даже с зазором по всей высоте, дает механическое сопротивление. Скорее всего сказывается высота зазора и его диаметр. Буду пробовать делать катушку на стеклотекстолите.

Shilkin: Приветствую! Решил посоветоваться и обратится к Дмитрию Рутковскому. Знаю что вы меня точно поймете, по этому постараюсь изложить суть в подробностях. Я любитель поэкспериментировать с динамика и однажды я изготовил сабвуферный динамик для автомобиля, о котором я уже писал выше. Теперь по порядку. Конструкция: -Размер 10" -Диффузор бумажный -Подвес паралоновый -Катушка диаметром 75мм и высотой намотки 10мм на стеклотекстолитовом каркасе(это уже второй вариант). Вес 34гр намотана медью -Маг. сист. высота зазора 30мм и ширина около 3-х мм. Индукция в зазоре в среднем 0,9 с копейками Тл -Центр. шайба диаметром 195мм мягкая. -Вес всей подвижной части полностью 77гр Электромеханические параметры (то что мерялось и считалось): Fs-21.8 Гц Qms-3.3 Qes-0.12 Qts-0.116 Vas-117,9л Mms-80.3гр Cms-0,66 мм/Н ВL-16,55 Тл*м В общем суть: когдая демонтировал старую катушку на металлическом каркасе (без стыка) и намотал новую такую же, но на стеклотекстолитовам каркасе, то я обнаружил такой эффект... когда опускаешь в зазор катушку на метал. каркасе, то она тормозит и плавно опускается на дно. Катушка на стеклотекстолитовам каркасе падает сразу же на дно. Вот такой эффект. что происходит? почему катушка на метал.каркасе не падает сразу, ведь есть зазор между стыком и сопротивление в норме. И еще вопрос? а что мне теперь с этим динамиком делать? Я не рассчитывал (потому, что только учусь) на то что добротность будет 0,116!!! Я хотел сделать динамик с легкой подвижкой и катушкой полностью в зазоре, но чтоб добротность была около 0,3. Я промахнулся, переборщил и даже знаю где переборщил, но мне хотелось как говорится по максимуму выжать все соки из МС. Вот теперь к Дмитрию просьба, помогите научится оперировать массами и коэффициентами, подскажите пожалуйста пропорции, как попасть в цель по добротности. Включив анализ и мышление я понимаю что есть какое то взаимоотношение всего двух величин масса подвижки и коэфиц.эл.мех.связи, и даже ни жесткость подвесов или размер диффузора на это не влияет, та и плевать собственно говоря какая там рез.частота. Теперь я что то начинаю понимать, про то что, вы говорили мне о Mg. Но я где то плаваю рядом а понять сути до конца не могу. Обращаюсь к вам, потому что вы пожалуй как никто другой меня поймете, Если кому другому я вот этот бред (выше) напишу, меня наверно не поймут. Спасибо за терпение и внимание.

Дмитрий Рутковский: Тот, кто сделал динамик с добротностью менее 0.15 сразу становится специалистом уровня кандидата наук. И получает пожизненное право посылать подальше всех тех, кто не согласен и особенно тех, кто никогда такие динамики не делал. Первое что бы я проверил - это индукцию. Потому что в 3" зазоре высотой 30 и шириной 3 получить 0.94Т очень не просто. Расскажите что за магниты использовались. Тем не менее добротность низковата. Как измеряли? Надо не путать BL и B*L. Потому что BL=B*L*x где х - непонятный коэффициент, природу которого и способ расчёта выяснить до сих пор не удалось. У разных производителей он колеблется от 1.2 до 2, причём у разных моделей одного производителя он может быть разный. Поэтому профессионалы всегда указывают отдельно В, отдельно L, чтобы избежать недоразумений. Тот, кто не указывает L - не профессионал, поскольку использует чужие катушки. Катушка с металлическим каркасом тормозит потому что в каркасе наводится противоЭДС. Это нормально. Что касается умения оперировать коэффициентами, то это только опыт. Никаких дополнительных формул неизвестных в эпоху интернета - не существует.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Первое что бы я проверил - это индукцию. Потому что в 3" зазоре высотой 30 и шириной 3 получить 0.94Т очень не просто. Расскажите что за магниты использовались Я очень рад, что есть возможность пообщаться. По поводу индукции, это не ошибка. Здесь я подошел с фанатизмом и есть уже кое какой опыт по проектированию МС, намагничиванию, размагничиванию ферритовых магнитов. Но в этом случае ферритом не обошлось, и было принято решение использовать NdFeB. Величину индукции измерял тесламетром. Для статистики, предотвращения ошибки, мною было перемеряно множество разных МС, Например МС от 75 гдн, около 0,85Тл, некоторые МС от 10гдш 0,9Тл современные автосабвуферы неоднократно замерял около 0,6Тл. Не исключаю погрешность. Длина провода(естественно полностью в зазоре) около 20м при сопротивлении 3Ом. Был еще один нюанс при измерениях, очень долго пришлось ловить максимальное напряжение на резонансной частоте. Обычно (много разных динамиков измерено) есть четкая частота резонанса где есть пик, и его легко отследить. В этот раз, на этом динамике, мне приходится минут пять кружить возле резонансной частоты, чтоб ТОЧНО определить. Пика как такового нет, сама импедансная кривая, какая то растянутая. Частоты при напряжении U1.2 широко от резонаса. Измерения проводил неоднократно. Также хотелось у Вас спросить алюминиевый каркас влияет на механическую добротность, своим тормозящим эффектом? Многие специалисты утверждают, что механическая добротность не существенно влияет на общую, мне кажется что многие не до оценивают мех.добротность. И еще... я думаю что очень низкая добротность на этом динамике получилась, не в последнюю очередь из за гибких подвесов, ведь экв.объем у 10" динамика получился около 120л и резонас. частота очень низкая в 22Гц, для веса подвижной сист 77 гр.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: становится специалистом уровня кандидата наук На счет кандидата, это вы погорячились

Дмитрий Рутковский: С цепочкой понятно. Если неодим - тогда вполне может быть и больше. С измерением добротности нет. Какой ток был при измерении? По каким формулам вычислялась. Про кандидата - всё так и есть. Посмотрите на творчество посетителей форумов. Редко у кого получается 0.25. Это значение можно считать уровнем курсовой работы. 0.2 - диплом. Если не смог - диплом не получил. В многих фирмах-производителях динамиков работают люди диплом купившие. Они рассказывают на каждом углу о преимуществах хреновых динамиков, которые делают, только никаких объективных аргументов никогда не приводят, типа лучше и всё тут. Аргументов на могут сформулировать потому что никакого реального образования у них нет.

Shilkin: Цепочки, если интересно, могу отправить фото, только знать бы адрес куда отправить. Измерение проводил с помощью резистора на 1кОм, последовательно включенного с динамиком, напряжение снималось на самом динамике, милливольтметром. Ток к сожалению не измерялся, могу лишь только посчитать его на частоте при Umin. Напряжение на усилителе было 20 В. Может ток и был маловат но амплитуда хода была уже на глаз видна, в районе рез.частоты ну... миллиметров 2 туда, суда. Формулы: Qts=Qms*Qes/(Qms+Qes) Qms=(корень из(Umax/Umin)*Fs)/(F2-F1) Qes=Qes*Umin/(Umax-Umin) где: Umax-напряжения на резонансной частоте Umin- напряжение при минимальном импедансе выше Fs F1.F2- частота на которой происходит падение напряжения U=корень из Umax*Umin Ну лучше не получается написать. Сегодня обнаружил у вас на сайте методику, завтра попробую измерять заново. Плохо что вы ее спрятали так, чисто случайно увидел когда смотрел параметры динамиков. Надо бы вам ее где то в видном месте расположить на сайте.

Дмитрий Рутковский: На видном месте - это где? Тем кому надо - находят без проблем. А тем, кто найти не может она не нужна. Если ток был какой угодно, то и результат произвольный. Перемерьте по своей методике при постоянном токе (меньше 10 мА нет смысла). Сравните результат. Формулы завтра посмотрю. Фото можно выкладывать прямо тут.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Если ток был какой угодно, то и результат произвольный. Перемерьте по своей методике при постоянном токе (меньше 10 мА нет смысла). Приветствую! Целый день я провел в измерениях и расчетах. В методике на вашем сайте указано, что ток протекающий через резистор Rk должен быть сотни миллиампер. Это привело меня к мысли о том что, с учетом Rдоб = 1кОм, чтоб добиться 100мА необходимо обеспечить напряжение около 100в. К сожалению такого напряжения обеспечить я не смог. Но смог обеспечить напряжение около 50в чистого синусоидального сигнала. Следовательно ток через резистор Rk равен Ik=49.2 mA и падение напряжение Uk=0.146 В. Сопротивление Rk=3.0 Ом, аналогичное сопротивлению катушки. Резонансная частота Fs=20.8 Гц (чуть снизилась, амплитуда перемещения подвижной системы существенно увеличилась). Напряжение Us=6.1 В. Напряжение U1.2=4.31 В. Частота F1=17.6 Гц, F2=25 Гц. Результат получился вообще не реальный с нулём после запятой. Что то я не допонимаю. Есть один вопрос, в методике на напряжение U1.2 влияет только напряжение Us, как я понял берется корень из 2-х от напряжения Us. Почему то не берётся в расчет напряжение Uк, что в результате приводит к увеличению расчетного U1.2 и сужению диапазона между F1 и F2. Не может ли быть это ошибкой? По той методике, что я считал первоночально: Напряжение на усилителе 50в, при частоте 150 Гц наступает тот момент когда напряжение Umin= 0.245 В при токе 49.1 mA. На резонансной частоте Fs=20.8 Гц напряжение Umax(Us)= 6.1 В и ток 42mA. При расчете U1.2 берется корень из произведения напряжений Us и Umin. По этому напряжение U1.2=1.222 В, это приводит к расширению F1 и F2. Не знаю где правда. Сегодняшние измерения я проводил на 50 В подходящие от усилителя, но существенного изменения в добротности я не увидел, всего пару сотых в верх по отношению с предыдущим замером на 20 В. Ух и написал, написал наверно ничего непонятно?

Дмитрий Рутковский: Вы на нормальном форуме, поэтому всё понятно. Комментировать методику измерения и расчёта я не буду, потому что она придумана не мной и не мне её судить. Её можно либо принять как есть, пользоваться и не знать проблем, либо пользоваться какой-то другой неизвестно откуда взявшейся с непонятным результатом. Лично я ГОСТ-овскую методику изучал только с целью ознакомления поэтому ничего сказать не могу, а методом Виноградовой пользуюсь уже лет 25 и всегда всё в порядке. Действительно 100 мА - это сложно, я ограничиваюсь 50-тью. Только большие сабвуферы измеряю на 20 или 30, потому что при большем токе невозможно сидеть рядом - кишки выворачивает. Как это Uk не берётся в расчёт? Его бы тогда не надо было бы мерить. Книжку Виноградовой всегда можно скачать прямо со страницы калькулятора и посмотреть все формулы.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Книжку Виноградовой всегда можно скачать прямо со страницы калькулятора и посмотреть все формулы. Посмотрел формулы. И обнаружил что, Uk нужен только для того, чтоб высчитать эквивалент Ue. Другими словами, если бы до сборки динамика, я взял катушку, положил на стол, подал синусоиду, пропустил через катушку ток 50мА и записал показания напряжения на катушке, то это и было бы напряжение Ue. А так как динамик в сборе то берется эквивалентное, "калибровочное"активное сопротивление и через него пропускается ток, далее расчитывается Ue. В методике Виноградовой есть несколько отличий, от той что я пользуюсь. В расчете напряжения U1.2=0.7*Us, а я брал в расчет U1.2 напряжение на Fрез и напряжение на катушке при минимальном импедансе, также в дальнейших расчетах берется это минимальное напряжение, а Виноградова в расчет берет падение напряжения на чисто активном сопротивлении при протекоющем через него токе. Это немного разные вещи. Для разнообразия измерил сегодня стандартный 10гдш-1-4: Fs=53Гц Qms=5.7 Qes=1 Qts=0.85 Ну так или иначе, при любых методиках и режимах измерений добротность моего 10" динамика получилась не более 0,12. Теперь я даже не знаю что мне с ним делать Я надеялся на добротность 0,3. Ведь "бывалые" специалисты все как один утверждают, что низкодобротный динамик не может играть в ЗЯ, а на столько низкодобротный как получился у меня и в ФИ не заиграет. А я планировал его в ЗЯ в качестве автосаба. Что же мне теперь делать на луну его отправить

Дмитрий Рутковский: Не надо слушать тех "бывалых" специалистов, лучше всего отправить их туда где они бывали и откуда совершенно напрасно повылезали. Так Вы слушали этот динамик? Неужели он не играет в ЗЯ? Если недостаточно глубоко басит - стоит увеличить L.

Shilkin: К сожалению, после переделки, еще пока не слушал в ЗЯ. Планирую на выходных заняться прослушиванием. у меня есть четыре ЗЯ 60,40,24,15 литров. Попробую начать с 40 и буду уменьшать объем. Вообще я думаю, что забасит, из опыта знаю, то что в помещении не басит, то басит в авто. Есть в авто, усиление самых низов, и это правда. Со временем я нашел ту частоту(тоже много разных экспериментов было) на которую предпочтительно настроить ЗЯ. Это Fc=50-55 Гц. Тогда довольно таки не плохо басит.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Если недостаточно глубоко басит - стоит увеличить L. Вы имеете ввиду объем короба, или длину проводника??

Дмитрий Рутковский: Длину конечно.

Shilkin: Дмитрий Рутковский пишет: Так Вы слушали этот динамик? Неужели он не играет в ЗЯ? Здравствуйте Дмитрий! Извиняюсь за долгое отсутствие. Были проблемы. Установил динамик в ЗЯ все прекрасно играет. Четко и отрывисто, быстро и собрано. Но конечно чуть суховато, что ли. Дины высокой добротностью наоборот и мягче звучат, но в голове начинает гудеть от них. Все никак не могу определится с предпочтениями. Даже АЧХ снять успел. На всякий случай.

poka: Да никакого баса при столь низкой добротности в ЗЯ не получить!!!

PK: Неплохо. Но от 143 герц.

PK: Shilkin пишет: Но конечно чуть суховато, что ли. Дины высокой добротностью наоборот и мягче звучат, но в голове начинает гудеть от них. Вот тут и нужно найти золотую середину. Чтобы не было ни спада ни подъема . А это получается при добротности колонки 0,7.

PK: А вот что будет в 22 литрах. розовая АЧХ. Добротность 0,28. Авто конечно добавит свой гудеж. И как бы баса будет больше.

PK: Извините! предыдущая картинка ошибочна.

Shilkin: Ну вы даёте, а к чему это всё? ))) я же реальные АЧХ показал, с измерительного микрофона, а вы програмкины расчеты. Для того чтоб в чем либо убедится или опровергнуть, надо взять и попробовать, что то сделать реально, а не на компьютере. Ну можно конечно верить в догмы, но я сторонник, самому во всём убедится.



полная версия страницы