Форум » AIE » Какой формат правильнее звучит в реальных условиях комнаты: моно, стерео, многоканал? » Ответить

Какой формат правильнее звучит в реальных условиях комнаты: моно, стерео, многоканал?

UFO: МОНО: В теории, источник звука в природе распологается в одной точке и логично, конечно, распологать источник звука в комнате в одной точке. Другими словами надо забыть про стерео в его класическом представлении, или установить 2 колонки в одну точку, и наслаждаться объёмом и движением объектов в пространстве именно так. Таким образом мы получим одинаковый музыкальный эфект в комнате, тогда как для стерео этот эффект ориентирован для одной точки. Данные заключения получены экспериментальным путём. СТЕРЕО: Позиция моно имеет право на существование, но мы забываем, что слушаем музыка записанную на студиях и заточенную на источники рзнесённые в пространстве. Избвляясь от эфекта получаемого только для одной точки в комнате и пытаясь выравнять музыку по всей комнате, мы вообще избавляемся от этого эффекта. МНОГОКАНАЛ: это по сути адаптация стерео для реальных условий помещения. А варианты решения однородности звукового поля решается програмными способами. Например такая технология реализована в MC-12HD процессоре.http://lexicon.com/Products/Details/15

Ответов - 14

Lens_yc: стерео и только стерео. Много у меня накопилось случаев, когда стерео система без всяких процессоров давала полноту объема звука. Но это только с открытыми системами. Конечно, сделать эффект пролетающего самолета как в "Перл Харбор" в многоканале не получится, но там и эффекта присутствия как такового нет, а вот создать на стерео эту картинку за счет динамиков с широким ДД довольно просто, главное расширить стереобазу на расстояние больше, чем проекция плоскости воспроизведения до слушателя. Тогда у меня в ПХ получалось сделать очень реалистичное объемное звучание. А вот для жанров типа ужастиков, где кто-то дышит в затылок, такая стерео система вообще незаменима, т.к. с хорошим эффектом присутствия и отраженным сигналом(а еще и хорошим ДД, когда тихий звук доходит до слушателя в неискаженной форме) добиться такого эффекта вообще не вызывает никаких сложностей. У моей жены глаза округлились, когда мы смотрели "Заброшенный дом" и с ее стороны(на тот момент правый канал) мы оба услышали ЗА нами шорох. Подумали что это кот шалил, ан нет, таких моментов в фильме было придостаточно, я даже потом перематывал и слушал, т.к. эффект очень поразил. Многоканалка, конечно, сдвинет сигнал, подаст его в приукрашенном виде, но за счет этого теряется та самая картинка присутствия, все звучит красиво, но ненатурально, даже на хороших динамиках,т.к. процессор делает свое пагубное дело.

UFO: Алексей, а что же вы ничего не говорите о влиянии комнаты? Комната в звук вносит более 50% изменений. Почему это не берётся во внимание?

Lens_yc: для эффекта присутствия прямоугольная или квадратная комната никак не влияет, если слушатели находятся в зоне стереорежима и в ней нет углов и преломлений, преграждающих путь звуковой волны(прямой) до слушателя. Комната больше всего влияет на НЧ составляющую, которая ниже 100Гц даже не локализуется в пространстве, т.е. на создание стереоэффекта не влияет.


UFO: А как же отражение от стен (эхо)? Какже резонансы? Согласен, что на басах происходит усиление комнатой, и чем ниже, тем сильнее. Но есть в комнатах и провалы узкие на столько, что корректировать их даже эквалайзером не получается, да и коррекция (увеличение) более чем на 3 Дб штука опасная для динамика. Не только на низах звук с резонансами. Если в комнате много ковров, мы сможем погасить этим высокие частоты и часть средних, если натяжной потолол, то и мидбас может съедим но с басами значительно сложнее. Погасив остальные частоты на басах мы имеем сильное вздутие. А если мы имеем в комнате гашение не по всем частотам одинаковое (как правило так и есть), то тонально ровно звучащие динамики будут нуждаться в серьёзной коррекции. Чем её делать? Сильные провалы и образуются в комнате из-за сигнала мало погасившегося от задней стены и пришедшего со смещённой фазой. Сабик можно и потаскать по комнате для оптимальной точки, а стерео пару так не потаскать. Тут же всплывает вопрос насколько безвредно в комнате звучание каналов воспроизводящих ниже "100Гц"? Эти частоты комнатой начинают усиливаться и создавать сильные резонансы в комнате с узким и глубоким спадом, иногда до 15Дб. Решать передвиганием по комнате не получится. Согласен по стерео, всё класно, если за спиной зрителя стены нет вообще и отражённый сигнал в уши не возвращается с задержкой, а отражённый звук от боковых стен приходит без задержек, поэтому безвреден..

KouZer: UFO На поставленный Вами вопрос, простого ответа не ждите. Тема: моно, стерео, многоканал - уже давно предмет серьёзных исследований и споров... . Покопаюсь для начала в домашней библиотеке. В справочнике звукорежисёра достаточно подробно изложены взгляды на этот вопрос 30 летней давности. С удовольствием поддерживаю Ваше предложение порассуждать на свободную тему. У самого все выходные вертелась в голове мысль открыть ветку с расширенным кругом обсуждаемых вопросов.

UFO: Благодарю, Сергей, за стремление подойти к вопросу научно. За 30 лет физика поменяться не успела устареть. Принципы те же, их реализация может немного откорректировалась. Предупреждение! Исправляйте ошибки прежде чем публиковать сообщение. Admin.

KouZer: Чтобы не превратить обсуждение (любого) вопроса в болтовню, - при обсуждении нужно придерживаться определённых правил: а) При формулировке вопроса не забывать что: половина решения любой задачи заключается в её постановке. Чтобы этот момент твёрдо усвоился, приведу пример из реальной жизни: (В своё время, на лекции в Ленинградском Электротехническом Институте Связи, лектор обратился к слушателям: - «Вы все будущие инженеры. Вам придётся часто ставить технические задания другим людям. Прежде чем приступите к формулированию Т.З., вспомните простой анекдот: Некий состоятельный гражданин, на каких то «Канарах» нырял с аквалангом. На дне нашел, заросшую водорослями и ракушками, бутылку. Откупоривает бутылку с мыслью попробовать выдержанного… . Из бутылки джин, падает в ноги, со словами: избавитель, проси что хочешь… Мужик подумал, вроде всё есть, деньги, квартиры, машины, дачи и т.д. О !!!… Придумал !!!… Женщины плохо любят. Сделай чтобы … доставал до земли. – Нет проблем, как скажешь … Хлопок … Джин исчезает… А ноги становятся длиной 5 см. … !!! Постарайтесь не попадать в подобные ситуации… !!!») (Из своего опыта знаю что при решении сложных вопросов, трачу до 70 % – 80 % процентов усилий на постановку задачи, остальные 20 % – 30 % собственно на решение вопроса.) Твёрдо знаю: ЛЮБАЯ ВЕЩЬ МОЖЕТ БЫТЬ ЛУЧШЕЙ! ЕСЛИ ИМЕННО ОНА НАИБОЛЕЕ ПОЛНО ОТВЕЧАЕТ ВСЕМ ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. б) Кроме того каждый вопрос должен решаться в своём масштабе. Теперь к сути вопроса: 1) Какой формат лучше: моно, стерео, многоканал? – ткнуть пальцем в один из трёх вариантов и сказать этот, - по меньшей мере не честно. 2) Лучше для чего? В каких ситуациях? Где хотябы несколько (более общих или частных) критериев, с чёткой расстановкой приоритетов? 3) С какой целью задан вопрос? Вы собираетесь проектировать, обслуживать, продавать, покупать, пользоваться… ? 4) Если пользоваться. Для чего, в каких условиях? 5) Продолжать стоит… ???

KouZer: Почемуто правка не доступна. Чётко поставленный вопрос - предполагает единственно правильный ответ. Предлагаю: Пост №1 дополнить, конкретизировать.

Дмитрий Рутковский: Максимально чётко поставленный вопрос содержит ответ в себе. Т.е. если абсолютно однозначно сформулировать вопрос - он превратится в ответ. Если не превратился - значит не сформулирован. Собственно постановка вопроса - это и есть самое трудное в конструировании. Все разочарования в аудио возникают из-за неправильной постановки задачи перед конструктором. Пример: недавно сдавали озвучку белого зала Политеха. Был заметен провал на СЧ. Причина в том, что некоторое время назад, один не совсем адекватный представитель политеха настаивал, что середина выпячена, после чего она была подсажена примерно на 3 dB. Теперь лишний резистор убран, всё вернулось к изначальной установке (как настроили в AIE), звук отличный. Совет: не допускайте к составлению тех. задания дилетантов, даже если это сам заказчик или его друг. Это весьма ответственное дело лучше поручить профессионалам.

UFO: Тема и создана, для того, чтобы дилетант мог набраться знаний у авторитетов. И мог правильно поставить задачу. Форумы и созданы для того, чтобы люди могли получить грамотные разъяснения по волнующим вопросам. Вопрос может уже иметься, но быть не сформулирован, верно. Может и не возникать, по причине заблуждения в смежной теме. Именно в общении рождается истина. Для одного это новое знание, а для другого это рассмотрение вопроса под другим углом. не допускайте к составлению тех. задания дилетантов Согласен, поэтому надо обратиться за помщью к профессионалам на форуме.

KouZer: UFO Прошу прощения за резкость. Обычно я так разговариваю сам с собой. По жизни так сложилось что неоднократно приходилось искать единственно правильное решение, причём без права даже рассказать комуто. Суть вопроса интуитивно понятна, сейчас некогда, а чуть позже, подумаю, предложу на Ваше утверждение свою формулировку.

Lens_yc: на самом деле нет однозначного ответа на этот вопрос, каждый выберет себе то, что ему по душе.

Дмитрий Рутковский: У нас в конторе сейчас играет один ШП и два саба в одном углу (просто так получилось что есть два). И нормально, никаких проблем. Стерео, конечно, интереснее, особенно учитывая стерео записи, но второй провод просто висит для оперативного подключения тестируемых динамиков. Они подключаются только для проверки и сразу отключаются, потому что слушать их невозможно.

KouZer: Покопался вчера на полках дома. Под рукой оказалось всего две книги: 1) Кубат К. Звукооператор - любитель: Пер. с чешского. - М.: Энергия, 1978. - 192 с., ил. - (Массовая радиобиблиотека; Вып. 974). В этой книге, хотя и немного, информация на тему ветки присутствует. 2) Ковалгин Ю. А. и др. Акустические основы стереофонии / Ковалгин Ю. А., Борисенко А. В., Гензель Г. С. - М.: Связь, 1978. - 336 с., ил. (Ничего не могу сказать о наличии этой книги в интернете). К вопросу обсуждаемому в данной ветке форума, данная книга подходит идеально, вся от корки до корки. Всем, кого действительно интересен вопрос "Какой формат правильнее звучит в реальных условиях комнаты: моно, стерео, многоканал?" - рекомендую найти её в библиотеке. Информация, на мой взгляд, не устарела.



полная версия страницы