Форум » AIE » Апгрейд динамиков (продолжение) » Ответить

Апгрейд динамиков (продолжение)

Дмитрий Рутковский: Если у Вас уже есть динамики, но их звучание Вас не устраивает, то в этой теме можно обсудить все вопросы связанные с заменой комплектующих динамиков и их доработкой. Прежде чем принять решение о самостоятельном выполнении работ по апгрейду можно познакомиться с ценами в AIE. Цены на комплектующие здесь.

Ответов - 279 новых, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

qwerty: Ну ни чего себе мидбас, тянет до 10 кгц почти, без колпачка. А сколько нужно веса для СЧ 10"? Подразумеваю, грамм 10.

Дмитрий Рутковский: Хороший лёгкий мидбас. С колпачком будет тяжелее и валить начнёт ниже. Если говорить про частоты, то нужно не забывать про диаграмму направленности. Если жарит на оси, а чуть в сторону завал - это не считается. Вообще вся конструкция не считается, потому что такой динамик сразу проиграет. Нормальный вес в сборе до 15 гр., потому что 20-22 уже обычный мидбас. Эти дополнительные 5-7 гр. идут на усиление конструкции чтобы баса поддавать.

qwerty: Попробую на втором уменьшить вес. 2-3 грамма скинуть думаю смогу.


qwerty: Сделал катушку весом 1,9 гр. провод взял потоньше и бумагу вместо 0,5 нашёл 0,35. Подвес тоже сделал полегче немного из ткани редкого переплетения. Середина от 2000 до 5000 выпирает. Думаю надо герленом пройти по краю диффузора. Может ещё как можно его угомонить мальца?

Дмитрий Рутковский: Такие частоты идут из центра диффузора.

qwerty: Где то в диффузоре складываются переотражения и получается подъём. Пробовал накрывать большим и малым колпаком, в результате давится только выше 6000.

SergeyM: А вариант перехода головки из поршневого режима излучения в зональный не рассматривается? Это присуще каждому акустическому излучателю. И частота перехода для 10' по формуле длины акустической волны - как раз примерно Ваши 1800 Гц. Начиная отсюда, если диффузор жесткий, а катушка низкодобротная, должен быть резкий подъем АЧХ. Выше по АЧХ подъем должен смениться спадом из-за проявления собственной индуктивности ЗК или массы диффузора (эквивалентной емкости, если правильно помню). Точнее подтвердить или опровергнуть выход из поршневого режима (начало зонального излучения) может анализ АЧХ (детальной, не сглаженной) и, особенно, частотно-импедансной характеристики головки (смена режимов заметна на импедансе). Но хорошая новость в том, что если эти эффекты проявляются - однозначно динамик честный и следовательно хороший)

Дмитрий Рутковский: Если ничего не дребезжит, то в любом случае из центра. Как максимум из диаметра до 110-130 мм. 5 кГц - менее 100. Такое может быть если диффузор вялый. В таком случае помогает укрепляющая пропитка: из известных - хитиновая. Хотя сам хитин там нафиг не нужен. С тем же успехом можно применить разбавленный нитролак или типа того. Надо уменьшить отключение края диффузора. Надо не забывать что излишнее демпфирование убьёт звук. Это про герлен.

qwerty: Из моих недавних наблюдений. Тот диффузор, из которого я сделал этот динамик новый (рем ком.), достаточно жёсткий, явных следов пропиток нет ни в центре, ни по краям. И на слух, и на АЧХ горбит от 2000 до 6000. Есть у меня старые 4а 18, диффузоры явно мягче чем подопытные. На ощупь очень мягкие, или были так сделаны, или в своё время потрудились на славу и обмякли, сказать трудно. Пропиток так же не видно ни в центе, ни по краю. Так вот у них в этом диапазоне подъёма нет. Вот почему я подумал о демпфировании края диффузора герленом. SergeyM пишет: однозначно динамик честный и следовательно хороший) В принципе я с Вами согласен, но как слушать его? Слушаю с тестовых дисков отдельно записанные инструменты - хорошо конечно звучит. АЧХ и кривую постараюсь сегодня сделать.

qwerty: Это мой подопытный. Немного герленом по внешнему краю всё же прошёлся. Бугорок припал децибела на 3-5, но всё равно торчит. На АЧХ внизу диапазона не обращайте внимания - это просто микрофон в руке. А это 4а 18

SergeyM: По первой картинке: АЧХ в полосе выглядит сейчас очень канонично - монотонный и ровный спад в широкой полосе 40-4000 Гц с крутизной 4-5 дБ/Октава (при асимптотических 6 дБ/Октава). По сравнению с 4А18 на графике импеданса наглядно видна меньшая общая добротность головки, а значит у Вас получился динамик с более сильной электромагнитной связью. Он точнее преобразовывает электрический сигнал в колебания диффузора. Одновременно видно, что Ваш динамик не имеет резкого спада АЧХ левее собственного резонанса. У 4А18 это, наоборот, наглядно наблюдается. То есть у него есть выраженный резонанс, который вверх по частоте от резонанса "приподнимает" частотную характеристику и делает ее более "пологой" (как принято говорить, сглаживает АЧХ). Однако наличие в системе выраженного резонанса делает всю ее "расстроенной", "рассогласованной". Точность передачи электрического сигнала в механические колебания - снижается. Далее, по поводу подъема на 2-6 кГц. Немного жалко, что диффузор оказался обработанным, тем не менее, эффект зонального излучения на графике заметен. Как я и предполагал, его начало приходится на 1,8 кГц. На этой частоте начинается резкий подъем АЧХ и тут же на графике импеданса - синхронный локальный подъем сопротивления. Эффект заключается в следующем. Пока головка излучает волны, длина которых больше диаметра диффузора, фронт волны является сферическим. То есть звуковые волны успевают уйти в окружающую среду до следующего периода колебания диффузора. То есть давление у поверхности диффузора в этом случае меньше. Это поршневой режим работы головки. Однако как только мы переходим границу поршневого режима, головка начинает воспроизводить такие колебания, волны которых не успевают покинуть ближнее поле диффузора и снова оказываются под воздействием уже следующего периода колебания головки. Давление среды перед диффузором возрастает, фронт волны из сферического становится плоским, появляется направленность излучения (давление на оси ощутимо возрастает). Раз среда как бы становится более плотной и упругой на этих частотах, то возрастает КПД головки как акустического излучателя (происходит подъем на АЧХ), и одновременно растет сопротивление динамика как следствие его работы под большей нагрузкой. Дальше при увеличении частоты сказывается неидеальная жесткость диффузора и появление на его поверхности зон противофазного излучения (волны становятся меньше геометрических размеров диффузора, появляются противофазные зоны). Рост АЧХ переходит в другой вид - сильно неравномерную АЧХ. На примере 4А18 могу предположить наличие мягкого диффузора, поскольку АЧХ и импеданс в зоне перехода тут получились без упомянутых особенностей.

qwerty: Как же побороть сей недуг?

SergeyM: Этот акустический эффект является следствием конечных физических размеров излучателей. Избавиться полностью от него невозможно. Можно лишь вывести за пределы слышимого диапазона. Достаточно уменьшить размер излучателя... А пропитка диффузора и изменение его физических свойств непосредственно на эту проблему не влияют. Я бы этим путем не шел. Вот что показывают расчеты для вывода зонального режима излучения за слышимый диапазон. Цифра науке известна - это типовой диаметр ВЧ-излучателей: Как альтернативный вариант, теоретически (и практически) можно менять акустические свойства среды! Этим путем пошли на заре акустикостроения, применяя рупорное акустическое оформление. Рупор - это акустическая среда, примыкающая к громкоговорителю, с заданными параметрами! Но, как мы с Вами обсуждали ранее, массового применения это не нашло. Легче и проще рассогласовывать колебательные системы, делать мягкие диффузоры. В звуке каша, зато на графиках - красивые горизонтальные линии))) Но обратите внимание, есть фирмы, которые до сих пор придерживаются принципа выпуска динамиков с предельно возможной низкой добротностью (не буду их повторять), в том числе с диффузорами малых диаметров для широкополосного рупорного оформления.

qwerty: Ну рупор - это не реальная конструкция. Ну его. https://www.cubeaudio.eu/ Что скажете по поводу динамиков по ссылке.

SergeyM: Пока ничего принципиально нового: Составные диффузоры. Основные (басовые) работают на обратный рупор, цитата: "State of art fullrange drivers combined with very effective TQWT enclosure results in real extraordinary experience". Следовательно СЧ и ВЧ обеспечиваются собственными рупорками (конусными диффузорами), нагруженными на единственную звуковую катушку. Плюс электронная активная коррекция встроенными усилителями, цитата: Our personal preference is somewhere around 2A3, Px4, 45 tube-based amps. Nonetheless, most solid-state amps (especially those working in A-class) are also an amazing match for the Nenuphars Из минусов: Слабые магнитные системы - чувствительность всего 92дБ. Это не заявка на верное воспроизведение и низкую добротность совсем. Подвесы на вид - из ППУ. Спорное решение многосоставных рупоров. Итог: Скорее "чистой воды маркетинг" на заурядных динамиках и простом акустическом оформлении.

qwerty: Я делал макетирование с несколькими визерами. Это работает. АЧХ можно регулировать достаточно в широких пределах. Низкочастотная часть этого динамика меня не особо интересует, только как СЧ и ВЧ.

Дмитрий Рутковский: Посмотрел по ссылке 10" ШП. Ненормальная конструкция. Они скромно умолчали про Mmd потому что вес получился запредельный. Каждый диффузор добавляет веса, так ещё крепится к катушке, что заметно загружает центр. Это пагубно скажется на воспроизведении ВЧ. Непонятно зачем городить такие цепи если BL вышел посредственный. Как следствие невысокая чувствительность. Не надо быть сильно умным, чтобы сказать что у такого динамика будет недостаток баса. Потому что катушка тонкая, мало меди в зазоре.

qwerty: После укрепляющей пропитки диффузора получилось вот что. Это пока без колпака. С колпаком ВЧ падают на 10 дб. Первые впечатления хорошие, звучит ровно, без выкриков. Буду слушать дальше.

Дмитрий Рутковский: Непонятно зачем нужно делать такой широкий диапазон по вертикали, -100 дБ - это же бессмыслица. Установите хотя бы -50, добавьте напряжения чтобы график проходил примерно посередине экрана. Естественно надо увеличить информативность, провести градуировку не через 10 дБ, а хотя бы через 2. А так создаётся впечатление, что кто-то специально пожал, чтобы ровнее выглядело.

qwerty: Ни кто специально не жал. Если выходит плохо, так и пишу, что отвратно, поровнело - пожалуйста. От того, что я увеличу чуйку микрофону, ни чего не изменится, за исключением подъёма графика в верх. А так что сейчас + - 3-5 дб, что при растяжении будет то же самое. Главное, что разница между тем что было и стало, небо и земля.



полная версия страницы